У армии США остаются обязательства в Ираке, в Афганистане продолжаются тяжёлые бои, но, как будто бы этого было недостаточно, мы чем дальше, тем больше осознаём, что всё то время, пока мы вели дорогостоящую войну против исламизма по всему земному шару, Китай усиливался. Китайцы тихо, но упорно развивали свои вооружённые силы и теперь демонстрируют своё могущество у западных берегов Тихого океана, где Америка господствовала на протяжении жизни почти трёх поколений. В то самое время, когда Америка отменяла или сокращала дорогостоящие оборонные проекты с целью высвободить средства на продолжение войн в исламском мире, Китай двигался вперёд и вперёд по пути военной модернизации. В определённых областях технологий Китай пока отстаёт от США, но быстро сократил разрыв и имеет теперь уже в значительной степени современную армию, причём процесс навёрстывания продолжается и сейчас.
Появление державы-конкурента для Америки не обязательно плохо, возможно, это даже даст возможность обеим державам помогать друг другу нести стабильность в поражённые хаосом уголки планеты. Даже если между державами наметится некий антагонизм, возвращение мира к системе двух противостоящих друг другу, но стабильных сил, возможно, сослужит добрую службу, так как восстановит баланс в нестабильной геополитической обстановке. Есть, однако, серьёзные сомнения в том, что Китай заинтересован в дружественных или даже теплых отношениях с США. Конечно, кто-то видит в Америке не потенциального союзника и не просто экономического конкурента, а попросту врага.
Самые суровые слова, доносящиеся из Пекина, произносятся представителями не правящей партии, а вооружённых сил. Есть целое поколение военных офицеров, которых во всё время их службы учили, что США — это основной враг и та самая страна, с которой Китай с наибольшей вероятностью будет вести войну без применения ядерного оружия. Как пишут в New York Times, специалист по китайской армии Хуан Цзин описал военную доктрину страны касательно Америки просто и ясно: «Любой армии нужно соломенное чучело, образ врага, для солидарности... Китайских военных, от рядовых и командиров взводов до высшего армейского командования, всегда учили, что Америка будет их врагом».
Профессор Цзин по большей части прав. Но так было не всегда. Более того, не так уж и давно Китай смотрел на Америку как на естественного своего союзника. После ссоры между СССР и Китаем — это был особенно сильный раскол в лагере коммунистических стран — китайцы нашли себе утешение и опору в форме неофициальных партнёрских отношений с Америкой. Китай тогда не был военной державой, способной воевать против одной из сверхдержав, он был вынужден выбирать между идеологически враждебными, зато географически удалёнными США и идеологически совместимым, но угрожающим соседом в лице Советского Союза. Китай сделал мудрый выбор — на случай атомной войны лучше было быть с Америкой. Только тогда, когда Советский Союз развалился и деградировал, превратившись в вялую и деморализованную Россию, США снова стали теми самыми «чужими», о которых нужно было беспокоиться китайским военным.
Непосредственной опасности начала войны нет. Китай потратил все эти десятилетия и не поддающиеся никакому учёту миллиарды не для того, чтобы выбросить всё это на короткую и яростную техновойну с Америкой, в которой он всё равно проиграет (а даже если и добьётся ничьей — всё равно ядерное превосходство Америки будет нависать над Пекином, потому что, в отличие от Америки, у Пекина нет защиты от баллистических ракет). Но вызов, бросаемый США растущей мощью и воинственностью Китая, вполне реален. У американских военных впереди по меньшей мере десятилетие, а то и ещё более длительный период экономии средств, а надеяться на сильное сокращение зоны ответственности им не приходится.