Если в большинстве стран с переходной экономикой темпы экономического роста вернулись на докризисный уровень бурного развития периода 2003-2007 годов, то Россия по-прежнему пытается сбросить с себя тяжкое бремя рецессии, ставшее для нее "новой нормой". Прошло уже два года после мирового финансового кризиса, а она остается одной из немногих развивающихся стран, где прогнозы роста до сих пор понижаются.
Страна серьезно пострадала от одного из самых мощных спадов производства, и ее экономика сократилась более чем на 10 процентов. Изо всех крупных развивающихся рынков Россия, скорее всего, самой последней восстановит объемы производства, а ее экономика вернется к докризисному состоянию не раньше конца 2011 года.
Где же Россия потеряла свой спасительный талисман? Ведь в уходящем десятилетии она развивалась такими же темпами, как любая среднестатистическая экономика переходного этапа, пользуясь общемировым избытком ликвидности и мощным ростом цен на энергоресурсы. Все эти факторы снова толкают вперед страны ее круга, такие как Бразилию, но России еще предстоит воспользоваться возможностями начавшегося бума.
Похоже, Россия нуждается в капитальной переделке своей экономической модели, чтобы перейти на следующую ступень развития экономики. В конце 1990-х российская экономика была в состоянии полного хаоса, а ее доход на душу населения составлял ничтожные 1500 долларов. Стране нужно было сильное политическое руководство для стабилизации системы, и она получила его в лице Владимира Путина, который стал в 2000 году президентом. Впоследствии Россия сумела стать участницей начавшегося ренессанса мирового развивающегося рынка.
Но прошло десять лет, доход на душу населения вырос до 10 с лишним тысяч долларов, и правила игры изменились. Слишком большой успех страны способен превратиться в ее недостаток. Неуклюжая централизованная форма правления (доля государства в экономике составляет сегодня целых 50 процентов) мешает дальнейшему экономическому росту России.
Старое правило экономического развития гласит, что богатая страна производит дорогой товар. Чтобы Россия могла стать промышленно развитой страной в полном смысле этого слова, ей необходимо перешагнуть через свою ресурсную экономику и создать более инновационные и технологичные отрасли. Для этого она должна коренным образом изменить в лучшую сторону свой инвестиционный климат, освободившись от государственных пут на всех уровнях.
Южная Корея и Тайвань смогли обеспечить темпы роста в 6 процентов и после того, как их подушевой доход составил 10000 долларов, потому что эти страны сумели создать такие условия, в которых малый и средний бизнес мог преуспевать. В России намного меньше доля малых и средних предприятий в общем объеме бизнеса по сравнению с любой из крупных экономик мира. По простоте ведения бизнеса Всемирный банк отводит России 120-е место из 183 возможных. Предприниматели в качестве главных препятствий на пути роста называют лабиринты бюрократии, слабое правовое обеспечение исполнения контрактов, а также отсутствие доступа к выгодным кредитам. Из-за слабо развитой банковской системы российские малые и средние предприятия вынуждены выплачивать учетные ставки по кредитам в размере 15-20 процентов. А рынок ипотечных кредитов в стране практически отсутствует. Уровень кредитного проникновения в России такой же, как в Египте и ему подобных странах, хотя там доходы на душу населения значительно ниже.
Россия столкнулась с серьезными проблемами во время мирового финансового кризиса 2008 года, так как многие российские корпорации в период с 2003 по 2007 годы брали крупные кредиты за рубежом, что вызвало панику на внутреннем рынке, когда данный источник финансирования иссяк. Меры по совершенствованию банковской системы помогут серьезно повысить уровень сбережений и инвестирования. Поскольку доля инвестиций в экономике составляет всего 20 процентов, изъяны в инфраструктуре становятся очень заметны – достаточно взглянуть на автомобильные пробки в Москве и архаичную железнодорожную сеть, соединяющую столицу страны с регионами.
Это просто невероятно, что при цене нефти свыше 80 долларов за баррель российское правительство нуждается в помощи частного сектора и зарубежных инвесторов для развития своей инфраструктуры. Почти две трети государственных расходов идет на социальные нужды, а дефицит бюджета в стране составляет в настоящее время 4 процента ВВП. К счастью, некоторые российские руководители начинают понимать, что России нужны масштабные перемены в сфере экономики. Один из заметных проектов, имеющий целью поднять страну на несколько ступеней в области высоких технологий, это новый научный центр Сколково, строящийся неподалеку от Москвы. Его даже называют российским ответом Кремниевой долине. Безусловно, страна обладает тем человеческим капиталом, который позволит ей добиться успехов в научной и медицинской областях.
Однако власти должны понять, что если Россия хочет стать более богатой страной, ей необходимо сократить долю централизованного управления снизу доверху и увеличить число частных предприятий. Когда Россия была бедной страной с богатыми полезными ископаемыми, ей нужна была сильная государственная власть. Прошло десять лет, и сегодня Россия нуждается в новой модели в интересах собственного развития.