Грубый промах или признак невиданного раньше политического цинизма? Уже неделю Николя Саркози закрывает глаза на ширящиеся протесты против своей пенсионной реформы (речь идет об уже принятом законе, увеличивающим пенсионный возраст с 60 до 62 лет – прим. ред.): сначала он заявил о том, что никаких новых уступок больше не будет, а затем устами своих приближенных окрестил безответственными всех тех, кто поддержал участие старшеклассников в уличных акциях. На этих выходных он попытался убедить всех, что протестное движение сбавляет темп. Однако последствия президентского эгоцентризма не заставили себя долго ждать: спокойные выступления и четко обозначенные дни манифестаций сменились ожесточенностью людей и перспективой полной остановки страны. Данные опросов по-прежнему свидетельствуют о критическом отношении страны к действиям своего президента.
Отрицание очевидного
В воскресенье Брис Ортефе (министр внутренних дел – прим. ред.) попытался вновь перевести внимание общественности на угрозу терроризма. В телеэфире он сказал следующее: «Всего несколько часов или дней назад мы получили новое сообщение от саудовских спецслужб, в котором говориться о том, что Аль-Каида на Аравийском полуострове уже приступила или готовится приступить к активным действиям. Это касается европейского континента и в частности Франции». В ходе того же интервью министр допустил ставшую сенсацией досадную оговорку, заявив о существовании досье «отпечатков гениталий» (вместо «empreintes digitales» (отпечатки пальцев) министр произнес «empreintes génitales» (отпечатки гениталий) – прим. ред.).
Тем не менее, террористическую наживку общество так и не проглотило, и его решительный настрой против пенсионной реформы вызывает обеспокоенность на самых вершинах власти. А автомобилисты в это время мечутся в поисках бензина.
За неимением альтернативы Франсуа Фийона отправили в воскресенье вечером подтверждать «непримиримость» позиции правительства телеканалу TF1. У Саркози просто не было выбора. Его появление на телеэкранах еще сильнее бы распалило борцов за социальную справедливость. Президента Франции больше не слушают, и на нем сейчас сосредоточено все недовольство граждан страны.
Премьер-министр пообещал в кратчайшие сроки восстановить поставки бензина и дизельного топлива на заправочные станции. В субботу госсекретарь по транспорту заверил всех, что нехватка топлива ощущается лишь на отдельных заправках. Теперь слово за полицией. Саркози был нужен свой собственный май 1968-го, чтобы показать, что этот балаган в его случае не сработает.
В то же время, в понедельник ситуация была далека от расписанного властями идеала, особенно в регионах Иль-де-Франс, Центре и Нормандии. Сотни находившихся все выходные на осадном положении заправок не могли больше предложить отчаявшимся автомобилистам ни капли драгоценного бензина. Правительственный обман был очевиден для любого, кто проходил мимо АЗС. Перерабатывающие заводы по-прежнему находились в блокаде.
Два префекта даже обратились к автолюбителям с просьбой ограничить число поездок. Протесты транспортников практически парализовали движение на подъездах к Лиллю и Анжеру. В результате в понедельник утром Николя Саркози провел очередное кризисное совещание с Фийоном (премьер-министр), Вертом (министр по вопросам трудоустройства), Борлоо (министр по вопросам экологии, энергетики и устойчивого развития), Бюсеро (министр по вопросам транспорта), Ортефе (глава МВД) и Шателем (представитель правительства). Министру внутренних дел пришлось вновь собирать правительственный комитет по топливному кризису. Он регулярно обсуждает проблему с коллегами-министрами, однако круг участников расширяется изо дня в день, что является наглядным подтверждением роста народного недовольства.
Акции протеста старшеклассников в Нантерре, Комб-ла-Вилле и Лионе продолжают набирать обороты. В полиции заявляют о задержании 200 хулиганов, а министерство образования сообщает о приостановке занятий в 260 лицеях. Во вторник в аэропорту Орли была отменена половина рейсов. Однако все эти неурядицы никак не сказываются на опросах общественного мнения: протест против реформы Саркози стабильно пользуется широкой поддержкой. В свое время генерал де Голль сбежал в Германию, чтобы встретиться с Массу. Сегодня же Саркози бежит в Довиль на встречу с Медведевым. Каждому свой символ….
Бегство Саркози
Речь идет не о бегстве в Варен, а о саммите в Довиле. В понедельник Николя Саркози действительно удрал в Довиль на трехстороннюю встречу с Ангелой Меркель и Дмитрием Медведевым, чтобы обсудить проблемы европейской безопасности. Небольшой городок в оцеплении. У побережья несут службу два боевых корабля. Перед входом в отель Royal установлен огромный тент.
Неизвестно, удалось ли Саркози поднять тему двух кораблей «Мистраль», о строительстве которых по заказу России он преждевременно заявил в июле этого года в выступлении перед рабочими верфи Сен-Назера. То же самое касается и вопроса дробления Грузии после событий августа 2008 года (еще одна президентская ложь). Можно с уверенностью говорить лишь о том, что Саркози обязательно выразит удовлетворение от сотрудничества Европы и России в области борьбы с терроризмом.
Едва Саркози успел прибыть на встречу, его советники сразу же сообщили, что он и Меркель договорились предложить Европейскому Союзу «более автоматический» механизм санкций против государств с чрезмерным дефицитом бюджета «с полным уважением роли различных институтов». Вот те раз! Выходит, положение Саркози сейчас просто отчаянное! В июне Ангела Меркель уже выдвигала похожую инициативу, но французский лидер был категорически против. Четыре месяца спустя ситуация изменилась. Ему нужно показать участникам уличных протестов всех мастей, что мир обращается к Франции для решения экономических вопросов. Во время совместной пресс-конференции с Меркель Саркози уточнил: «На государство с чрезмерным дефицитом бюджета, которое не примет необходимых мер коррекции в течение шести месяцев, будут наложены санкции». Другими словами, это способ сказать всем молодым (или не слишком молодым), кто противится пенсионной реформе: «Ребята, успокойтесь! Других вариантов просто нет!» Кроме того, по поводу реформы он добавил следующее: «Эта реформа очень важна, Франция уже приступила к ней и Франция доведет ее до конца».
Здесь стоит напомнить, что Саркози не постеснялся увеличить долг Франции на 25 миллиардов в самый разгар криза. И этот человек теперь выступает за автоматические санкции в случае превышения некого уровня бюджетного дефицита?! Более того, он говорит о введении санкций… в превентивном порядке! «Евросовет мог бы также решить (…) вопрос о превентивных санкциях, если меры по сокращению дефицита бюджета не будут приняты в срок», - сказал президент. Издание Figaro могло бы с триумфом напечатать следующий заголовок: «Экономическая политика ЕС: Франция и Германия подписывают важнейшее соглашение».
Тем временем в Довиле Саркози с трудом удавалось скрыть свою нервозность: «Совершенно нормально и естественно, что демократическое правительство при парламентской демократии делает все для того, чтобы у автомобилистов было топливо и не было никаких столкновений».
Во время кризиса 2006 года Николя Саркози, тогда еще министр внутренних дел, настраивал лидера студенческого движения Брюно Жюльяра против реформы за авторством тогдашнего премьер-министра. Так, может, всем нам и сейчас стоит призвать на помощь историю, чтобы разобраться в нынешней ситуации?
Так кому были нужны протесты?