Москва. Чем чаще говорится о каком-нибудь лишенном контуров, однако вызывающем большой интерес вопросе, тем сильнее имеющиеся на этот счет ожидания, и тем более жадно поглощается новая информация. Приватизация российских государственных предприятия попадает в эту категорию. Более года назад высшие чиновники правительства впервые заговорили о запланированной продаже активов государственных предприятий, и с тех пор заинтересованные круги, прежде всего местные и иностранные инвесторы, ожидают более точных данных и конкретных предложений. Однако пока это не было сделано.
Летом российский министр экономического развития Эльвира Набиуллина попыталась утешить заинтересованных лиц и наблюдателей, сообщив им о том, что все это произойдет в ноябре. В понедельник премьер-министр Владимир Путин на встрече с зарубежными инвесторами сообщил о том, что на предстоящем заседании правительства будет обсуждаться программа приватизации. «Сейчас я не буду приводить никаких деталей, но могу сказать, что на продажу будут выставлены интересные пакеты акций», сказал он.
Таинственные списки предприятий
Вот уже в течение целой недели все вновь только и говорят о приватизации. В выходные дни министр финансов Алексей Кудрин обозначил спектр этих предприятий, простирающийся от крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» до телекоммуникационной фирмы «Связьинвест». В первой из этих компаний российскому государству принадлежит 51 процент акций, а во второй – 75 процентов. Обе они уже давно считаются кандидатами на приватизацию, поэтому появление их в списке не было неожиданным. Это относится также к двум крупнейшим российским банкам, активы которых также должны быть выставлены на продажу. Речь идет о крупнейшем российском кредитном учреждении «Сбербанке» и о бывшем внешнеторговом банке «ВТБ». Оба они уже представлены на рынке капиталов. На прошлой неделе российский вице-премьер Игорь Шувалов, координирующий в правительстве вопросы приватизации и работу с инвесторами, в телевизионном интервью заявил, что предлагаемый пакет акций «ВТБ», если позволит динамика финансовых рынков, должен быть продан еще в этом году. Речь идет о 10 процентах из почти 85 процентов, которыми владеет государство. Правительство надеется выручить от реализации этого пакета 3 миллиарда долларов. В два раза большую выручку государство рассчитывает получить от продажи принадлежащих ему и Центральному банку акций «Сбербанка», если на торги будут выставлены 9 процентов из государственного пакета почти в 60 процентов.
Пока правительство не раскрывает тайну о подготовленных 10 или 15 предприятиях, которые предполагается полностью или частично приватизировать, и по этому поводу существуют пока только спекуляции. Так, например, неизвестно, хочет ли государство продать большой пакет акций компании «Аэрофлот», или только незначительную часть этих активов. Также пока не ясно, какие именно предприятия внесены в этот список. Летом, к примеру, приватизация находящегося под контролем государства концерна «Роснефть» была отложена по крайней мере до 2013 года. Это, соответственно, сократит размер всей приватизационной программы, которая ранее оценивалась в 23 миллиарда долларов. Московский аэропорт «Шереметьево», операторы электросетей и трубопроводов, государственный производитель алкогольной продукции «Росспиртпром» и часть промышленного конгломерата «Ростехнологии» также фигурируют в списке кандидатов.
Государственная программа приватизации одновременно способствует реализации нескольких целей. Не случайно она будет проводиться в период после тяжелейшей фазы экономического и финансового кризиса, в результате чего даже в защищенном до этого нефтедолларами российском бюджете образовались прорехи. Государство должно выполнить свои инвестиционные цели в социальной сфере, в развитии инфраструктуры, а также в области обороны, и для этого его доходы должны увеличиваться.
Такой вывод можно сделать из слов Шувалова. Он заявил, что продажа находящих в собственности государства акций должна затронуть и богатые российские регионы, в портфеле которых есть активы аэропортов, авиакомпаний и промышленных предприятий. Только так может быть удовлетворен растущий голод центрального правительства относительно нетто платежей из провинции. Было бы несправедливо свети продажу государственных активов только к стремлению получить за это деньги. Правительство и в ходе кризиса осознало необходимость получения более дифференцированных иностранных инвестиций и будет осознанно пытаться освободиться от ненужного балласта. «Приватизация» при этом, как показывают имеющиеся примеры, остается часто просто звучным словом. Речь идет не о том, чтобы отпустить эти предприятия в свободное плавание. Государство в любом случае хочет сохранить за собой контрольные пакеты всех этих предприятий.
Привлекательность для иностранных инвесторов
Вместе с тем Шувалов намекнул на то, что этот вопрос не является сейчас таким принципиальным, как этой было раньше. Государство , по словам Шувалова, не собирается отказываться от «золотой акции». Вместе с готовностью продать фактические мажоритарные пакеты акций должна присутствовать большая открытость по отношению к иностранным инвесторам. Не случайно Путин в понедельник, перед тем как в конце концов внести ясность в контуры программы приватизации, выступил перед группой руководителей иностранных концернов, которые занимаются инвестициями в России. Их призвали к тому, чтобы они рассказали о тех проблемах, с которыми они сталкиваются в России.
Теперь их расположения добиваются больше, чем это было раньше, и государство пытается за счет изменения законов повысить заинтересованность иностранных инвесторов и специалистов. Но те барьеры, которые существуют на основании закона о стратегических предприятиях, продолжают существовать. Однако именно кризис показал – Россия одна не в состоянии сама провести необходимую модернизацию и диверсификацию экономики. Для этого она нуждается в иностранных партнерах и обмене технологиями.