4 октября власти маленькой венгерской деревни Колонтар эвакуировали порядка восьмисот местных жителей из страха перед обрушением стен резервуара для токсичных отходов при расположенном поблизости алюминиевом заводе Айка. На следующий день дамбу прорвало, и по Колонтару и ещё двум деревням прокатилась шестифутовая (два метра) волна ядовитой грязи красного цвета. От смертоносного потока окислов железа погибло восемь человек; было заражено свыше 2,5 миллионов акров (1 млн. га) сельскохозяйственных угодий, кроме того, отходы попали в воды Дуная.
В результате этой самой страшной химической аварии в истории Венгрии начались активные поиски виноватых. Государство взяло под свой контроль горнодобывающую компанию MAL, поставив условием выплату компенсаций пострадавшим; полиция на короткое время задержала генерального директора фирмы, пользующегося неоднозначной репутацией. Беспокойство распространилось и за пределы Венгрии: прозвучала тревога из-за опасности, которой подвергается долина Дуная в связи с тысячами прочих заражённых зон в Центральной и Восточной Европе.
«Венгрия — это тревожный звоночек», — считает Хервиг Шустер (Herwig Schuster) из австрийского филиала «Гринписа». — «Горнодобывающая промышленность производит громадное количество отходов, а неэффективные методы, которыми велись работы при советской системе, привело к появлению большого количества хранилищ токсичных отходов по всему региону».
По данным, опубликованным ЕС в 2004 г., в Венгрии обнаружено двести шестьдесят заражённых зон, а министр окружающей среды Румынии недавно заявил, что в Румынии существует «свыше тысячи заражённых зон».
И это лишь то, о чём нам известно. Хотя коммунизм в Центральной и Восточной Европе пал в 1989 г., промышленное наследие системы продолжает жить. На протяжении десятилетий СЭВ — орган экономического планирования Советского Союза — подталкивал страны долины Дуная (Болгарию, Венгрию, Румынию и Югославию) к развитию грязных горнодобывающей и металлургической отраслей. Коммунисты окутывали промышленность тайной, и даже сейчас на удивление мало известно о местоположении отвалов в регионе — эта проблема должна быть освещена в директиве Евросоюза об отходах горнодобывающей промышленности. К сожалению, это руководство по оптимизации деятельности вступит в силу лишь в 2012 г.
«Страшно для нас то, что мы ничего не знали о той зоне в Венгрии», — признаётся Андреас Бекман (Andreas Beckmann) из Всемирного фонда дикой природы. — «А сколько их ещё есть?»
Представители экологических организаций считают, что сильнее всего может пострадать Румыния. Как сказал Шустер из «Гринписа» — «из всех стран ЕС у Румынии самая тяжёлая ноша старой горнодобывающей промышленности, а реабилитационные работы начались позже, чем в прочих странах».
После аварии в Венгрии румынские СМИ начали бешено писать о зоне с красной грязью возле алюминиевого завода в Тулче, что рядом с дельтой Дуная. ЮНЕСКО занесло эту болотистую местность в каталоги объектов всемирного наследия ООН, там живёт более восьмисот видов птиц и рыб, уникальных для данного региона. В нескольких милях выше по течению стоит завод Тулчи, где за старой дамбой из камней и пустой породы скрывается более шести миллионов тонн красной щелочной грязи.
Местные экологи особенно боятся цианида, который горняки в больших количествах применяли для вымывания следовых количеств золота из миллионов тонн руды, отработанной при добыче драгоценного металла (ради одного грамма золота перерабатывается и выбрасывается сто тонн руды). Хотя новые горнодобывающие проекты регулируются строгими экологическими нормами ЕС, в Румынии есть большие проблемы с соблюдением этих норм.
Самый одиозный проект в регионе — это румынский шахтёрский город Рошиа-Монтанэ, расположенный в 260 милях (420 км) к северо-западу от Бухареста. Один канадский инвестор намерен построить дамбу, способную удержать свыше 214 миллионов тонн отходов — ядовитый суп, в котором перемешаны цианиды с водой и рудой. По собственным оценкам риска фирмы шанс прорыва дамбы составляет «менее одного раза на сто миллионов лет».
Румыны всё равно смотрят на это скептически. Они помнят, как в 2000 г. рухнула дамба, и двести тысяч тонн заражённой грязи с цианидами и тяжёлыми металлами хлынули наружу из резервуара при золотодобывающей шахте «Аурул» возле Бая-Маре, что привело к гибели гигантского количества рыбы. Перед катастрофой австралийские инвесторы утверждали, что размещать большие количества цианидов в резервуаре с пластмассовыми краями безопасно. Румынские власти должны решить, дают ли они канадским инвесторам зелёный свет на их масштабный проект с применением цианидов. Проект даст стране рабочие места, что, конечно, пригодится едва держащейся на плаву румынской экономике, но, как уже неоднократно выяснялось на опыте всего региона, Румыния должна сохранять равновесие между перспективами появления рабочих мест и несколько менее надёжной перспективой сохранения безопасности.