МОСКВА – Жестокое нападение среди бела дня на парламент Чечни не только привело к гибели как минимум семи человек. Оно опровергло заявления Кремля о том, что в этой измученной войной республике под эффективным руководством сильного промосковского лидера Рамзана Кадырова восстановлен мир и порядок.
Российские информационные агентства сообщили, что во вторник утром в здание парламента в Грозном проникло от трех до шести боевиков, которые поставили свой автомобиль посреди машин депутатов, прибывших на работу. Один из нападавших подорвал себя возле входа в здание, а остальные проникли внутрь, где им удалось убить как минимум двух сотрудников чеченской службы безопасности и помощника депутата. Ответственность за совершенное нападение не взяла пока на себя ни одна группировка.
Государственное информационное агентство РИА Новости сообщило, что часть нападавших добралась до четвертого этажа парламента, прежде чем они были "ликвидированы" сотрудниками спецслужб. Нападение произошло как раз во время официального визита в Чечню российского министра внутренних дел Рашида Нургалиева, который обратился к законодателям с речью вскоре после завершения операции по уничтожению нападавших.
"Мы никому не позволим приходить к нам с мечом, - заявил Нургалиев потрясенным чеченским депутатам, - они должны знать, что от этого меча и погибнут".
Всего два месяца тому назад группа смертников осуществила нападение на родовое село Кадырова Центорой, убив 10 человек. Эта атака стала мрачным напоминанием Кадырову о том, что его частые заявления по поводу ликвидации исламистского и сепаратистского подполья в Чечне преждевременны.
"Это показывает, что сопротивление продолжается, что оно усиливается, - говорит Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги, - Кадыров настаивает, что он контролирует ситуацию, что он восстановил стабильность и безопасность; но эти события продемонстрировали нелепость таких заявлений".
От национализма к джихаду
Для Кремля, который сделал ставку на Кадырова и, похоже, не подготовил никакого запасного плана по установлению мира в Чечне, это очень серьезная дилемма. Россия за прошедшие двадцать лет два раза вела жестокие войны в Чечне с целью подавления сепаратистского сопротивления, что стоило ей примерно 200 000 жизней.
Хотя российские силы безопасности в основном успешно ликвидировали старое поколение чеченских боевиков-сепаратистов, их ряды сегодня пополнила новая плеяда молодых мятежников, для которых главный мотив борьбы это уже не чеченский национализм, а идеи пан-исламизма. Повстанческое движение перешло границы Чечни и охватило ряд соседних, в основном мусульманских республик.
Однако Кадыров, которого поставили во главе республики после того, как в 2004 году на стадионе в результате эффектного взрыва погиб его отец, сумел осуществить "чеченизацию" конфликта. Он добился определенных успехов в деле восстановления разрушенных войной чеченских городов (за деньги Москвы), а также в деле примирения населения, пользуясь приемами милицейского террора и выборочной амнистии для бывших боевиков. Но эксперты отмечают, что у него появились чрезмерные амбиции, и он стал в большей мере обузой, чем помощником для своих кремлевских спонсоров.
"В прошлом году Кадыров утверждал, что Чечня э- то лучший пример для всех республик региона, - говорит директор независимого московского Центра политической информации Алексей Мухин, - он начал называть себя 'молодым отцом своей нации' и стал хвастать перед Кремлем, что контролирует 'каждый квадратный сантиметр' чеченской территории. [Бывший президент и нынешний премьер-министр Владимир] Путин, который был главным покровителем Кадырова, начинает от него уставать".
Появились также признаки того, что может возобновиться экспорт терроризма с неспокойного Северного Кавказа в центральные районы России. За последнее десятилетие в результате терактов там погибло более тысячи россиян. В марте произошел двойной теракт в московском метро, унесший жизни как минимум сорока человек, а в мае террористы убили шестерых человек возле здания театра в российском городе Ставрополе.
Убийства наблюдателей
О подробностях жизни в Чечне при Кадырове известно немного, поскольку там было убито большое количество журналистов и правозащитников, пытавшихся работать в республике. Это показывает, насколько велика угроза тем, кто задает слишком много вопросов. Председатель крупнейшей в России правозащитной организации "Мемориал" Олег Орлов называет Чечню "тоталитарной черной дырой", где отсутствуют даже самые элементарные права человека, которыми пользуются россияне в других регионах.
"Те методы, которые применяются для "управления" ситуацией в Чечне, неприемлемы для многих людей, - говорит Орлов, - у чеченского населения [при Кадырове] отсутствуют законные каналы для выражения недовольства. Нет свободной прессы, нет свободных выборов, и даже обсуждение вопросов политики опасно для жизни. Это тоталитарный режим, при котором людям приходится говорить, действовать и даже одеваться так, как им приказывают власти. Единственно возможный способ выразить свое недовольство – это вступить в ряды подпольного сопротивления, а это, безусловно, подпитывает терроризм".
Но несмотря на все более многочисленные свидетельства того, что главная задача Кадырова – стабилизировать обстановку в Чечне – не выполнена, эксперты говорят, что Кремль вряд ли отправит его в отставку.
"Даже если бы российские власти хотели перемен, никакой альтернативы больше не существует, - говорит заместитель директора независимого московского Центра политических технологий Алексей Макаркин, - в Чечне никого не осталось, только группировка Кадырова. Кремль создал его, положился на него, а теперь стал его заложником".