После 17 непростых лет в России Motorola признала свое поражение – и не без причины. Доля рынка, принадлежащая компании, которая некогда была ведущим поставщиком мобильных телефонов в страну, за несколько лет упала с 20 процентов до 1 процента из-за местного скандала.
Уход Motorola еще раз объясняет, почему транснациональные компании опасаются инвестировать в Россию. Еще хуже то, что он произошел на той самой неделе, на которой правительство объявило, что оно собирается привлекать иностранные инвестиции.
Проблемы Motorola восходят к 2006 году, когда Управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями арестовало партию ее телефонов, общей стоимостью 20 миллионов долларов, предназначенную для местной розничной сети «Евросеть». Телефоны сначала были объявлены контрабандными, затем контрафактными и, наконец, когда обе предыдущие версии были опровергнуты, опасными для здоровья.
Люди, работавшие в то время в сфере мобильной связи, связывают эту историю с конфликтом между Управлением по борьбе с экономическими преступлениями и «Евросетью», для которой предназначались телефоны. Однако пострадала в итоге репутация компании Motorola.
Motorola утверждает, что она уходит из России, так как ее доля рынка слишком мала. Действительно, масштаб ее деятельности в России сейчас настолько ничтожен, что ее нетрудно будет свернуть. Однако в настоящий момент правительству уход компании будет, вероятно, весьма неудобен.
В понедельник Владимир Путин пытался соблазнить руководителей иностранных компаний, включая Роберта Дадли (Robert Dudley) из BP и Джеймса Терли (James Turley) из Ernst & Young, обещаниями улучшить инвестиционный климат в стране.
Обычно агрессивный Путин заявил Reuters: «Мы понимаем, что России нужны прямые частные иностранные инвестиции… Правительство России стремится создать действительно открытую и привлекательную инвестиционную среду».
В тот же день, как сообщает российское информационное агентство «Интерфакс», Путин назначил либерального вице-премьера Игоря Шувалова специальным «инвестиционным омбудсменом» для иностранных инвесторов.
«Иностранные инвесторы могут напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями», - заявил Путин.
Инвесторам было бы трудно найти лучшего посредника, чем Шувалов, однако история Motorola еще долго будет преследовать Кремль. Тем более, что на каждого инвестора, который будет ждать четыре года, прежде чем уйти из России, найдется другой, который уйдет еще раньше.