Что думают западные эксперты о нападении на парламент Чечни? Кто, по их мнению, может стоять за нападением на парламент в Грозном, правильно ли Россия ведет себя в Чечне и как ей может помочь Евросоюз?
Нападение на парламент в Грозном связано с расколом в рядах боевиков, полагает профессор университета Инсбрука Герхард Манготт (Gerhard Mangott). "Дней десять назад три чеченских активиста - Гакаев, Вадалов и Газиев - объявили о несогласии с идеей Кавказского эмирата, - рассказал профессор в интервью Deutsche Welle. - Они сообщили, что намерены вести борьбу с традиционных националистических сепаратистских позиций". Манготт полагает, что нападавшие относятся именно к этому отколовшемуся крылу. Тем самым они хотят продемонстрировать, что способны проводить операции даже в местах расположения центральных органов власти, считает политолог.
Эксперт берлинского Фонда политики и науки (Stiftung Wissenschaft und Politik) Уве Хальбах (Uwe Halbach) отмечает другую тенденцию, наметившуюся на Северном Кавказе за последние два года. По его словам, участились нападения на органы безопасности и госструктуры, в данном случае - парламент. В целом с 2009 года число вооруженных нападений на Северном Кавказе возросло, говорит аналитик. Хальбах считает, что решение правительства России в апреле прошлого года отменить режим контртеррористической операции в Чечне было преждевременным. "О нормализации ситуации на Северном Кавказе и речи быть не может", - говорит он.
Оценка действий России
Оба эксперта положительно оценивают попытки Москвы стабилизировать ситуацию в Чечне путем проведения социальных и экономических реформ. Назначение Александра Хлопонина полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе в январе 2010 года было встречено на Западе с большим одобрением.
С другой стороны, в регионе по-прежнему правят коррупция и, по выражению Уве Хальбаха, "деспот" Рамзан Кадыров, власть которого основана на насилии. Трудно ожидать стабилизации, если такое положение дел сохранится, считает немецкий эксперт. Хотя он и признает, что в отдельных случаях вооруженное подавление терористов в конфликтном регионе оправданно.
Герхард Манготт, в свою очередь, считает, что операции российских спецслужб проводятся в слишком жесткой форме, особенно против мирных местных жителей. Это приводит к озлоблению населения, способствует притоку свежих сил в ряды боевиков и сводит на нет попытки Москвы улучшить ситуацию в регионе.
Позиция Запада
Евросоюз заинтересован в стабильности на Кавказе, ведь регион хоть и находится на краю Европы, но является ее частью, говорит Хальбах. "Россия не обеспечила доступ международной политике к данному региону", - говорит эксперт. Он положительно оценивает намерение президента Медведева открыть Северный Кавказ для инвесторов из-за рубежа. И добавляет, что необходимо открыть регион не только экономически, но и политически.
Герхард Манготт считает, что Запад недостаточно делает для модернизации Северного Кавказа. ЕС мог бы поддержать регион так называемыми микрокредитами или инвестициями в инфраструктуру. Австрийский аналитик объясняет недостаточную, по его мнению, поддержку тем, что конфликт на Кавказе находится вне сферы жизненных интересов стран Евросоюза.
Мнению политолога противоречит сделанное во вторник заявление верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон. Она заявила о готовности Евросоюза более интенсивно сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом.