Почему Россия решила продать Азербайджану зенитно-ракетные комплексы «С-300»? – это вопрос, ответа на который с нетерпением ждёт армянская политическая элита.
Сколько бы Россия не объясняла армянской стороне, что зенитно-ракетные комплексы «С-300» являются оборонительным оружием, а не стратегическими бомбардировщиками, в Армении ей всё равно не поверят. Тот аргумент, что в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе Азербайджан не сможет применить их по той простой причине, что будет вынужден целиться ими в российские самолёты, не является убедительным (у Армении нет своей военной авиации).
На протяжении последних двух лет положение Армении остаётся довольно неопределённым. Её тянут на свою сторону то Евросоюз, то США. Но самым печальным является то, что в эту «политическую неразбериху» Армения попала не по своей воле. Если точнее, её поставили перед выбором. А принудительный выбор всегда приносит, мягко говоря, неприятные результаты.
Официальный визит президента Д.Медведева в Армению в августе этого года стал наглядным подтверждением данного факта. Вообще, подобные визиты не наносят в страны, которые не представляют собой никакой геополитической ценности. Другое дело, когда вопрос касается потенциального стратегического союзника и его отказа от желания интеграции с западом. Факт, что Россия твёрдо решила любой ценой сохранить Кавказ. Несмотря на то, что за последние 200-250 лет Россия никак не может окончательно укрепиться на Кавказе, при нынешнем раскладе сил в регионе, Армения довольно успешно вписывается в традиционную российскую политику «кнута и пряника». Продление срока пребывания дислоцированной в Гюмри 102-й российской военной базы (с обещанием поддержки Армении в случае военных действий) и соглашение о строительстве новой АЭС вписываются в кремлёвскую политику «пряника». А «кнутом», предположительно, может стать продажа зенитно-ракетных комплексов «С-300» Азербайджану. Тут же следует учитывать общие политические и экономические интересы России и Турции, которые могут вынудить Армению сделать такой шаг, который окажется для неё пагубным.
События, произошедшие после распада СССР, ясно показали, что у России на Кавказе имеется множество нерешённых проблем, что ради усиления своего влияния в регионе, она не может позволить себе опираться только на одного субъекта в течение долгого периода времени. Двойная политика, которую проводила и проводит Москва на Южном Кавказе, предполагала терпеливое ожидание момента, когда «упрямый» Азербайджан захочет «вернуться» к ней. Таким образом, опираясь на Армению, России успешно удавалось манипулировать регионом. В то же время, Кремль совсем не исключает возможности военного конфликта между Азербайджаном и Арменией, что по расчёту Москвы вызовет не упрочение позиций США или НАТО в регионе, а наоборот, ещё больше усилит гегемонию России на Южном Кавказе.
Подобные аргументы могут создать впечатление непоследовательности российской политики в регионе. Создаётся впечатление, что Россия, фактически, «разрывается» между Арменией и Азербайджаном. Но в действительности она старается сохранить эти страны на своей военно-политической орбите и проводит т.н. политику «качелей». Хотя, длительно проводить подобную политику в регионе становиться для России всё сложнее. Москва хорошо осознаёт потенциал обеих стран: кто является для неё надёжным источником дохода, а кто постоянным просителем помощи. Соответственно формируются и неоднородные отношения с союзнической, но подчинённой Арменией и самобытным, прибыльным для двусторонних отношений партнёром, Азербайджаном.
Если рассуждать логически, то приходим к заключению, что этим шагом (продажей Азербайджану комплексов «С-300») Россия снимает с себя всю ответственность за безопасность в регионе и возможные последствия армяно-азербайджанского военного противостояния. За этим последует ввод «миротворческих сил» под эгидой России, которые смогут осуществлять стратегический контроль над Арменией и Азербайджаном.
Продажа российской стороной комплексов «С-300» Азербайджану также свидетельствует о том, что Москва не только на словах, но и на деле включилась в борьбу против Ирана. Об этом свидетельствуют следующие факты:
• Россия в одностороннем порядке разорвала контракт с Ираном о поставке зенитно-ракетных комплексов «С-300»;
• Поддержала санкции об ограничении поставок оружия Ирану;
• Официально предложила США совместную эксплуатацию расположенной в Азербайджане Габалинской радиолокационной станции, что будет способствовать превращению Азербайджана в мощный плацдарм против Ирана.
И, наконец, в последний период участились политически некорректные заявления между Тегераном и Москвой. Публичные выступления президента Ирана М.Ахмадинежада подтверждают соображения относительно того, что Иран находится в беспрецедентной внешнеполитической ситуации и чувствует явную опасность со стороны России. Именно в этих выступлениях он обвинил Россию в том, что Москва отвернулась от Ирана и явно сотрудничает с США против неё. Пересмотр отношений с Ираном, активация переговоров по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, поддержка процесса нормализации армяно-турецких отношений и открытия границы между этими странами (которые контролируются подразделениями ФСБ России), продажа Азербайджану комплексов «С-300», свидетельствуют о кардинальной смене стратегического курса России на Южном Кавказе.
Примечательно, что в американских планах относительно Ирана, Азербайджану всегда отводилась особая роль. Так было и в программе НАТО «EUCOM Transformation» (переброска войск НАТО из Восточной Европы на Ближний Восток и в Азию). Программой «Caspian Guard» («Каспийский страж») США серьёзно способствовали повышению уровня подготовки военно-воздушных сил Азербайджана. Также, при помощи США на территории Азербайджана, в Кюрдамире, Насосной и Гюльахе идёт строительство малых военно-воздушных баз: монтируется объединённая сеть радаров «Кавказнет», приведена в порядок дорожно-транспортная инфраструктура на протяжении всего участка ирано-азербайджанской границы, улучшен пограничный контроль и т.д.
Превращение Азербайджана в плацдарм для наблюдения и нападения на Иран, постепенно принимает формы серьёзной военной операции и протекает под своеобразным прикрытием, которым является большой шум, поднятый вокруг мнимого урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Дело в том, что данный конфликт выполняет функцию «громоотвода»: Азербайджан будто бы вооружается против Армении, а президенты России, Франции и США выказывают серьёзную заинтересованность в урегулировании конфликта. В это время Армения и Турция выражают возмущение. И в этом переполохе Азербайджан готовится выполнить возложенную на него миссию: создать напряжённость к северу от Ирана, на территории, предназначенной для наблюдения и нападения.
Ситуация, создавшаяся на Южном Кавказе, ставит ряд вопросов перед мировым сообществом. В частности:
• Не перерастёт ли агрессия против Ирана в Третью мировую войну?
• Какую позицию займёт Китай? Именно от его позиции зависят контуры будущего мира. Не втянут ли США в «иранский капкан» и Китай?
• Насколько устойчивыми окажутся позиции политических элит европейских стран в случае, если конфликт с Ираном затянется, что в свою очередь вызовет бесконтрольный рост цен на нефть?
• Что ждёт регион в том случае, если будет нанесён ракетный удар по атомному центру в Бушере?
• Кто в России поддержит агрессию против Ирана, кроме сторонников вступления России в НАТО?
Пока ещё никто не давал ответов на эти вопросы. Но существуют исторические прецеденты. Германии перед Первой мировой войной нужно было новое «жизненное пространство», а Австро-Венгрии – всего лишь Босния и Герцеговина. Стоит ли напоминать, что произошло с этими империями?
Следует отметить, что после войны в Ираке мир заметно изменился. Более того, он стоит перед глобальными переменами. И эти перемены могут оказаться довольно непредсказуемыми и для самих инициаторов военных действий.