Недавно правительство Грузии в одностороннем порядке отменило визовый режим для жителей республик Северного Кавказа, таких как Ингушетия, Дагестан и Чечня, что не могло не вызвать раздражение у Москвы и продлило напряженность в отношениях между двумя странами. Каковы бы ни были потенциальные выгоды от такого решения, позволяющего несколько увеличить объемы торговли и миграцию рабочей силы через границу, его очень трудно примирить с вполне обоснованными опасениями России по поводу безопасности на Северном Кавказе. Как бы напоминая обеим странам о сохраняющихся угрозах безопасности в этом регионе, чеченские боевики совершили во вторник нападение на здание парламента в Грозном. Эта атака привела к гибели шести человек, а более десяти получили ранения. Даже если Грузия принимала решение об отмене виз, не думая о содействии таким боевикам, оно окажет дестабилизирующее воздействие на этот регион и негативно отразится как на России, так и на Грузии.
После нападения боевиков в Грозном становится легче понять, почему Москва воспринимает безвизовый режим для республик Северного Кавказа как "провокацию", а свободное перемещение жителей Северного Кавказа на территорию Грузии как потенциальную угрозу. Безвизовый режим был введен Грузией после прозвучавших недавно заявлений о том, что решение вопроса о членстве России в ВТО будет зависеть от урегулирования сохраняющихся споров с Тбилиси. Это решение показывает, что Грузия намерена и дальше проводить самоубийственную политику, пытаясь досадить России и отомстить ей за войну 2008 года, а также за утрату навеки Южной Осетии и Абхазии. Возможно, Грузии удастся нанести России некий ущерб, но Тбилиси ничего не выиграет от региональной нестабильности и возобновления деятельности боевиков. Напротив, ничто не может нанести грузинским властям больший вред, чем этнические сепаратистские движения.
Все это является частью более масштабных дипломатических и политических попыток со стороны других государств наклеить на Абхазию и Южную Осетию ярлык "оккупированных территорий". Такие действия крайне недальновидны. Это неконструктивная и вредная политика, которая наносит ущерб будущему Грузии и является тщетной попыткой вынудить Москву пойти на уступки по другим вопросам, таким как Абхазия и Южная Осетия, где Россия уступать не собирается. Было бы намного конструктивнее и полезнее выполнить рекомендации специального представителя ЕС по южному Кавказу и восстановить экономические и культурные связи с Южной Осетией и Абхазией. Сближение такого рода будут приветствовать как Россия, так и Грузия, и это может стать началом процесса нормализации отношений между двумя государствами.
Откровенно говоря, Соединенные Штаты не должны никак в этом участвовать. Но политическая реальность такова, что Вашингтон продолжает оказывать поддержку Грузии в ее притязаниях на Абхазию и Южную Осетию. Это мешает Тбилиси смириться и признать факт выхода данных территорий из состава Грузии навсегда. Пока в Америке господствует единодушное мнение о том, что эти территории должны быть возвращены в состав Грузии, нет никаких шансов, что грузинское правительство будет заинтересовано в "реинтеграции" меньше, чем его американские покровители. Даже если предположить, что после Саакашвили в Грузии появятся лидеры, которые проявят больше готовности отказаться от целей "реинтеграции", то сейчас мы наблюдаем, что грузинские политики не видят никаких стимулов со стороны Вашингтона, позволяющих пойти на компромисс в данном вопросе. Американская политика в отношении Грузии и Кавказа в целом это не более чем пустое позерство, попытка показать, что США "продемонстрируют поддержку" Грузии. В ней полностью игнорируется тот факт, что избыток такой поддержки в прошлом создал для Грузии массу бед и проблем.
Решение Грузии о безвизовом режиме было принято буквально на следующий день после завершения встреч на высоком уровне между американскими и грузинскими представителями в Вашингтоне, которые проходили с 6 по 10 октября. Трудно себе представить, что грузинские дипломаты, проводя консультации на таком высоком уровне, не уведомили Вашингтон о предстоящем принятии решения об отмене виз, поскольку они знали, что такое решение обязательно вызовет мощный протест со стороны России. Администрация Обамы либо согласилась с таким решением, либо не предприняла существенных усилий для его недопущения. Поэтому она должна разделить ответственность за то потенциально дестабилизирующее воздействие, которое данное решение окажет на весь регион. Во время этих встреч из уст госсекретаря Клинтон звучали все те же возбужденные заверения в непоколебимой поддержке; она призывала покончить с российской "оккупацией" сепаратистских республик и выступала в поддержку так называемой государственной стратегии Грузии в отношении оккупированных территорий. К сожалению, это стало заезженным штампом, пустой риторикой администрации на данную тему.
В своей статье, опубликованной в сентябре в номере журнала Foreign Policy, эксперт по Кавказу Томас де Ваал (Tomas de Waal) выступил с предложением о том, чтобы посторонние державы прекратили обращаться с южным Кавказом как с геополитической шахматной доской. Правительству Соединенных Штатов надо давно уже последовать этому совету. Но для начала было бы неплохо, если бы Вашингтон, пользуясь своим весом, убедил Грузию в неразумности ее собственного стремления к усилению влияния на Северном Кавказе, а также заставил Тбилиси понять, что Абхазия и Южная Осетия ушли навсегда. Попытка Соединенных Штатов использовать народы Кавказа в качестве пешек в своей масштабной стратегии потерпела провал, и это теперь негативно отразится на Грузии. Если Грузия хочет облегчить процесс пересечения границ, ей следует поработать над улучшением отношений с Россией и продолжить двусторонние консультации с российскими партнерами. Любые действия за рамками такого процесса будут расценены как нежелательное и опасное вмешательство. А Грузия просто уже не может себе позволить и дальше нагнетать враждебность между своими соседями.