Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Другая Азия

© Reutersмир голод люди бедность
мир голод люди бедность
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Южная Азия представляет собой гнетущий парадокс. Она находится в числе самых быстрорастущих регионов мира, но она также является местом наибольшей концентрации людей, живущих в бедности, подрывающей их силы, в конфликтах и страданиях.

Южная Азия представляет собой гнетущий парадокс. Она находится в числе самых быстрорастущих регионов мира, но она также является местом наибольшей концентрации людей, живущих в бедности, подрывающей их силы, в конфликтах и страданиях. Хотя Южная Азия намного более развита, чем районы Африки, расположенные южнее Сахары, а Индия (самая крупная страна в регионе) достигла статуса страны со средним доходом, Южная Азия имеет намного больше бедных людей, чем эти районы Африки.

Это поднимает важный вопрос, поможет ли избавлению от бедности общий экономический рост или прямая атака на бедность. Ответ зависит от того, как на это посмотреть. Колоссальный экономический рост глубоко скрывает очаги бедности. Для стран Южной Азии бедность трансформировалась из национальной проблемы в проблему более низкого уровня.

Хотя экономический рост снизил уровень бедности в Южной Азии, уровень бедности упал не достаточно быстро, чтобы уменьшить общее количество бедных людей. Количество людей, живущих на менее чем 1,25 доллара США в сутки, увеличилось с 549 миллионов в 1981 году до 595 миллионов в 2005 году. В Индии, в которой три четверти бедного населения, цифры за этот период увеличились с 420 миллионов до 455 миллионов. Помимо медленного снижения уровня бедности, развитие человеческого потенциала также не поспевает за скоростью роста доходов.

В Южной Азии более 250 миллионов детей, которые недоедают, и более 30 миллионов детей, которые не ходят в школу. Свыше одной трети женщин страдают малокровием. Уровень занятости женщин является самым низким уровнем в мире по сравнению с общим уровнем занятости.

В самом деле, Южная Азия, с большими региональными отличиями, чем в остальном мире, представляет собой как бы две Азии. Много внимания было уделено “сверкающей Азии”, в то время как “страдающая Азия” была забыта. Пропасть между ними так велика, что они, кажется, застряли в разных столетиях. Еще хуже то, что эта пропасть продолжает увеличиваться.

Ведущие регионы пережили быстрый экономический рост. Они служат воротами, соединяющими Южную Азию с развитым миром, и извлекли выгоду из глобализации, образования, накопления капитала и технологического прогресса. Это надолго, так как Южной Азии предстоит еще многое преодолеть, чтобы угнаться за уровнем производительности богатых стран.

Эта трансформация стала эффективным циклом, где изначальный рост превращался в больший экономический рост, приводя к еще большему росту. Некоторые ведущие регионы в Индии являются предметом зависти других стран со средним доходом. Действительно, экономический рост может устранить бедность в ведущих регионах за одно поколение. Но отстающие регионы находятся не в лучшем положении, чем многие африканские страны, расположенные южнее Сахары. Действительно, индексы социального развития и развития человеческого потенциала хуже, чем в регионах Африки южнее Сахары.

Самые сложные проблемы Южной Азии – бедность, конфликты, голод и гендерное неравенство – в основном сконцентрированы в отстающих регионах, где существуют ограничения для экономического роста, потому что география, образование и глобализация будут продолжать способствовать концентрации экономической активности в ведущих регионах. Поскольку миграция в ведущие регионы низкая, бедность продолжает концентрироваться в отстающих регионах.

Что можно сделать? Не существует универсального решения для экономического развития, и совмещение подходов имеет огромную ценность. Цель – найти то, что работает лучше в той или иной ситуации.

Хотя экономический рост жизненно важен для снижения уровня бедности, экономический рост в отстающих регионах займет некоторое время. Вместо того чтобы ожидать, когда прилив подымет лодки, политики должны рассмотреть прямое политическое вмешательство в снижение бедности. Прямая атака на бедность может принести двойные дивиденды: уменьшая людские страдания, она может вызвать экономический рост, таким образом создавая больше политических возможностей для неопосредованного уменьшения бедности.

Высокий приоритет следует отдать увеличению денежных трансфертов, предназначенных для улучшения положения бедных слоев населения. Отстающие страны тратят значительно меньше, чем ведущие страны, на социальные услуги, включая образование и здравоохранение. Бедные регионы имеют низкую базу для экономической активности, чтобы облагать ее налогами, что мешает инвестированию в человеческий и физический капитал. Достижение справедливости через денежные трансферты может обеспечить пространство для игры.

Но прямого направления финансовых ресурсов в отстающие регионы не будет достаточно для решения проблемы. Например, доходы от свободы передвижения не были равно поделены между образованными и необразованными мигрантами. Доходы намного выше у квалифицированных рабочих, поэтому показатель подвижности населения увеличивается с улучшением образования. Мобильность выпускников университетов намного выше мобильности неквалифицированных рабочих.

Устранение барьеров для мобильности человека – таких как трудовые законы, специфические для государства программы по социальному обеспечению и перекосы на рынке жилья – должны быть составной частью развития. Человеческая мобильность способствует экономическому росту и снижению бедности. Она также оказывает поддержку традиционно малоимущим группам, в частности женщинам.

Таким же образом, медленный рост сельского хозяйства сдерживает экономические возможности для подавляющего большинства бедных людей в отстающих регионах. Стратегам следует вписать сельское хозяйство в среду глобализации, систем снабжения и растущего внутреннего спроса. Кризис цен на продовольствие двулетней давности послужил звонком-напоминанием и создал возможность пересмотреть существующую сельскохозяйственную политику.

Политика регионального развития с целью обеспечения так называемого “справедливого роста” не является решением по двум причинам. Во-первых, эмпирические данные показывают, что выравнивание доходов на душу населения между отстающими и ведущими регионами не является ни необходимым, ни достаточным условием для достижения снижения уровня бедности и социального сближения. Во-вторых, региональная политика, которая продвигает “сбалансированный” экономический рост, может снизить показатель общего экономического роста, таким образом препятствуя снижению уровня бедности.

Южная Азия находится на критическом этапе своей исторической трансформации, когда усиление экономического неравенства может задушить сам экономический рост. Если не устранить эту проблемы прямым воздействием, то пострадает вся Азия.

Эджаз Гхани, экономический советник по проблеме снижения бедности и экономическому управлению в странах Южной Азии и редактор книги «Полмиллиарда бедняков в Южной Азии – что сдерживает отстающие регионы?»