Четыре чеченских боевика напали на парламент в центре Грозного. В результате три человека погибли, террористы уничтожены. Это неожиданное нападение демонстрирует неспособность Москвы восстановить мир в регионе.
Это страшнейшее оскорбление в адрес президента Чечни Рамзана Кадырова. После августовского налета на его родное селение – кстати, хорошо охраняемое – чеченские террористы утром 19 октября атаковали парламент республики в центре Грозного. Здание, однако же, также находилось под усиленным контролем.
Верх иронии: нападение произошло во время визита в Чечню министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Он приехал, чтобы лично убедиться в нормализации обстановки в республике. Как и во время нападения на родное селение Центорой президент Кадыров лично принял руководство операцией сил правопорядка. Она была проведена быстро: за 20 минут четыре боевика были уничтожены. По последним данным, погибли трое человек, 17 ранены.
Новый теракт, совершенный среди бела дня в самом центре города, подтверждает, что Чечня под авторитарным правлением президента Кадырова больше не является островком – пусть даже и относительным – стабильности, по сравнению с соседними кавказскими республиками (Дагестан, Ингушетия), в которых регулярно происходят теракты. Даже присутствие сил МВД и «кадыровцев», бойцов, прикрепленных к администрации Кадырова, не может остановить этот ширящийся «мятеж», рассеянный по горным районам и ведомый бывшими участниками двух чеченских войн (1994-1996 годов и 1999-2000 годов).
Через десять лет после официального окончания войн Кремлю не удается стабилизировать регион. На прицельной линии властей: глава самопровозглашенного Кавказского эмирата Доку Умаров, считающийся ответственным за теракты в московском метро в марте, в результате которых погибли 39 человек. Как уверяет Москва, мятежников финансирует Аль-Каида: в ходе одной из спецопераций, проведенных весной в горных районах Чечни, уничтожен один из высокопоставленных боевиков Аль-Каиды Абу Халед. Его считают одним из лидеров международной ячейки группы, действующей на Кавказе.
Но помимо международных ответвлений кавказского терроризма неиссякаемый приток новых сил представляет для боевиков социально-экономический распад Кавказа. В регионе, где не развивается промышленность и нет реальных рынков сбыта, «уход в горы» является для молодежи единственным приемлемым решением. Зачистки, заключение в тюрьму и пытки, иногда практикуемые федеральными силами правопорядка, также снабжают боевиков кандидатами.
Дистанцируясь от боевых речей предшественника Владимира Путина, который желал «мочить террористов в сортире», президент Дмитрий Медведев, по-видимому, принял во внимание роль социального фактора в экспансии терроризма. После объявления в 2009 году окончания режима контртеррористической операции в Чечне в начале 2010 года он назначил полномочным представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонева, ранее занимавшего пост губернатора Красноярского края. Этот бывший бизнесмен, не имеющий отношения к «спецслужбам», считается хорошим управленцем.
Увеличение количества нападений в регионе в этом году сильно бьет по амбициям нового руководителя. В сентябре во Владикавказе (Северная Осетия) взорвалась начиненная взрывчаткой машина. Этот регион до тех пор считался относительно свободным от боевиков. В соседнем с Чечней Дагестане теракты совершаются практически каждый день. «Это безрадостная тенденция характерна для всего региона», - заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» аналитик Алексей Малашенко. «Речь идет не только о Чечне: весь Северный Кавказ охвачен скрытой гражданской войной», - предостерег эксперт.
Рамзан Кадыров же не утратил воинственности. «С сегодняшнего дня мы будем заниматься только уничтожением этих шайтанов», - сказал президент Чечни через несколько часов после нападения на парламент.
Россия вновь объявила Ахмеда Закаева, скрывающегося в Лондоне, в международный розыск, сообщили в российской Генпрокуратуре. Он был задержан в Польше 17 сентября, однако позже был отпущен на свободу.