Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Кому-то в израильской системе просвещения идея изучения истории убийства Ицхка Рабина малышами дошкольного возраста показалось очень привлекательной. Мой сын трех с половиной лет от роду вернулся из детского сада и с радостной улыбкой на лице сообщил родителям, что сегодня в группе они вместе с воспитательницей разучивали "игру про Рабина" ("мисхак Рабин"). Ребенок перепутал слово "мисхак" ("игра") и имя Ицхак.
Чему вы научились, спросила жена сынишку. "Мы теперь знаем, что нельзя говорить "Я забыл"! Ничего не скажешь – детское сознание усвоило важный моральный посыл.
В течение ближайшего года мой сын вместе с остальной детсадовской детворой получит сведения о Гитлере и убийстве шести миллионов ("День памяти Катастрофы и пчелы" (слова "гвура", героизм, и "двора", пчела, звучат одинаково для трехлетнего карапуза). Им расскажут о дне памяти павших в войнах Израиля , о космонавте Илане Рамоне. Интересно, в какие еще патриотические "игры" будут играть воспитанники детского сада?
Моя дочь, ученица 1-го класса, также разучивала "игру про Рабина". Вот вам текст, который она получила в школе: "Ицхак Рабин родился в Иерусалиме. Ицхак Рабин учился в Тель-Авиве. Ицхак Рабин был премьер-министром Израиля. Он был также министром обороны. Ицхак Рабин был убит 4 ноября 1995 года. Он был убит в Тель-Авиве".
Никаких подробностей - за что убит, кем убит. В чем смысл произошедшего. Ведь сложно объяснить все это первоклассникам. Без какого-либо посыла, без какого-либо содержания - все, что остается, это культ смерти: демонстрируют фотографии Ицхака Рабина, говорят, что он был красивым и умным, что он умер, и это очень грустно. И мы все грустим по этому поводу. Все это становится для детей пассивным и депрессивным переживанием, которое не дает ничего ни уму, ни сердцу.
Из-за чрезмерной политической корректности израильская система просвещения основательно запуталась в том, что касается темы убийства Рабина. Нужно сказать прямо и недвусмысленно: история убийства Рабина не подходит для изучения в младшем возрасте.
Я не знаю, в каком возрасте можно начать говорить на эту сложную тему, но ясно, что не в ясельном возрасте и не в первом классе. В любом случае: разговор на эту тему не должен превращаться в некрофильский культ. Следует говорить о демократии, о необходимости принимать волю большинства, о гражданской войне в мировой и еврейской истории, о необходимости разрешать конфликты мирными средствами. Иначе наши дети будут еще долгие годы играть в "игру про Рабина".