Международный договор о космосе, разработанный в разгар холодной войны, делает одинаково сложной для любого его участника попытку заявить о своих правах на лунную воду, существование которой теперь подтверждают ученые.
Договор о космосе 1967 года, ратифицированный Соединенными Штатами, Китаем, Индией и еще 95 странами, на самом деле запрещает любому государству владеть Луной.
По мнению экспертов в области права, это соглашение отражает озабоченность двух сверхдержав того времени – Соединенных Штатов и Советского Союза – и их представление о том, что космос надо использовать в мирных целях, там не следует размещать оружие массового поражения и он должен использоваться на благо всего человечества.
Однако за последние четыре десятилетия технологии и изучение Луны значительно продвинулись вперед. Это заставляет юристов заняться вопросом о том, как международное право может регулировать отношения собственности в космическом пространстве. Маловероятно, чтобы какая-то компания начала бы добычу ресурсов на Луне, не имея надежных юридических гарантий того, что ее права будут защищены законом.
«Закон «кто нашел – тот владеет» просто не будет работать в отношении Луны или космоса», - подчеркнул эксперт по космическому праву и нью-йоркский адвокат Тимоти Нельсон (Timothy G. Nelson).
В так называемом Соглашении о Луне 1979 года была предпринята попытка дальнейшего развития свода космических законов, и в нем говорилось о том, что вопросы относительно добычи ресурсов будут регулироваться международными правилами, которые надо будет установить в будущем. Только 13 небольших государств ратифицировали этот пакт. Большая часть стран Запада, включая Соединенные Штаты, рассматривала Соглашение о Луне как недружелюбное по отношению к бизнесу.
С другими попытками дело обстояло лучше. В 1998 году 15 государств, участвовавших в реализации программы Международной космической станции, достигли соглашения, которое устанавливает процедуры уголовного преследования и защиты интеллектуальной собственности.
По данным Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), прошлым летом руководители космических ведомств из Соединенных Штатов, Китая, России, Японии, Южной Кореи и нескольких европейских государств договорились о том, чтобы «координировать долгосрочные программы космических исследований, которые могут быть перспективными и реалистичными».
Некоторые предприниматели, считающие, что исследования космоса и Луны частными компаниями уже не за горами, говорят о том, что законы должны быстро догонять науку.
«Мы опаздываем со стартом, - отмечает Джефф Грисон (Jeff Greason), генеральный директор расположенной в Калифорнии компании XCOR Aerospace Inc, которая занимается производством и запуском аппаратов для пилотируемых космических полетов. – Потребуется больше времени для разработки устойчивого правового режима, чем для разработки технологий для выполнения такого рода миссии».