В течение одной недели произошли два примечательных события: канцлер Германии Ангела Меркель сообщила, что интеграция турецкой общины в немецкое общество тотально провалилась, а комитет по расовой дискриминации ООН предъявил Эстонии претензии по части слабой интеграции эстонцев и русских, посоветовав в числе прочего использовать в ограниченных объемах двуязычие.
Несколько лет назад я побывал в Турции на внешнеполитической конференции. Уровень были высокий, участникам показали бывшего президента Турции Демиреля, к которому относились как к богу. Темой было очень актуальное тогда присоединение Турции к Европейскому союзу.
О своих проживающих и работающих в Германии сородичах турки рассказывали, сколь важны деньги, посылаемые им на родину, семьям. Они также говорили о том, как многие турки превосходно прижились в Германии – стали признанными интеллигентами и учеными, писателями, крупными бизнесменами. Так оно в действительности и есть.
Немецкий журналист, с которым я познакомился на конференции, поведал, однако, мне о другой стороне медали. Гастарбайтеров, или иностранных рабочих, пригласили из Турции в 60-е годы, когда Германия очень нуждалась в рабочей силе. Немецкие политики надеялись, что когда страна будет отстроена, турки вернутся домой. Конечно, глупо было надеяться от них на такое. Это мы и по себе знаем.
Немецкие политики считали, что турки интегрируются в общество. Но те и не собирались этого делать. Наоборот, критическая масса помогла им создать свою общину, в которой говорили, жили, торговали, женились, умирали и рождались в туркоязычной среде. Государственные пособия и деньги на вспомоществование позволяли жить, и не работая. Это, в свою очередь, не вдохновляло молодежь хорошо изучать немецкий язык, что, в свою очередь, не позволяло получать приличное образование. Нет хорошего образования, нет хорошей работы и т.д. Что вынуждает ненавидеть несправедливое общество.
В результате у живущих сами по себе и в туркоязычной среде турков появились уже несколько поколений, получивших «подготовку ненависти», которые живут на пособия, но ненавидят кормящее их государство. Ошибка заключалась в том, что туркам давали слишком много рыбы и слишком мало удочек. Излишняя помощь может привести к обратному результату.
Ну, а что этот комитет ООН по искоренению расовой дискриминации еще хочет? Рекомендуемое двуязычие заставляет в любом случае понервничать. Особенно если в ежедневных пресс-релизах этого комитета обычно постоянно упоминаются такие государства, как Конго, Гаити, Эль Сальвадор, Польша, Чехия – то есть государства черного континента или сомнительные новые государства – члены Европейского союза. И особенно если почитать рекомендации одного из протоколов относительно института Памяти, работающего под эгидой президента Эстонской республики. Мол, возможно, и не надо копаться в прошлом и выискивать разные вещи, а лучше смириться со сложившейся ситуацией.
Наше счастье заключается в том, что мы можем свистеть на глупые рекомендации комитета ООН и свои собственные проблемы решать так, как сами того пожелаем. И пусть пример Германии станет для нас предостережением, как нельзя проводить политику интеграции. Надо давать меньше рыбы и больше удочек!
Перевод: Хейно Сарап