Обычное утро. Москва, улица Волгина. На тротуаре перед Университетом МВД припаркованы десятки служебных автомобилей. Пешеходы с трудом протискиваются между милицейскими машинами. Дорожное движение сильно затруднено, и водителям автобусов приходится прикладывать огромные усилия, чтобы высадить пассажиров. Так обычно начинают свой день жители 10-миллионного мегаполиса, которые ощущают себя абсолютно беспомощными перед лицом стражей правопорядка и городских властей. В четверг во время своей программной речи в Думе новый мэр Москвы Сергей Собянин пообещал вплотную заняться отравляющей жизнь горожан дорожной проблемой. По данным недавнего опроса ВЦИОМ, пробки и плохое состояние дорог сегодня являются главным источником беспокойства 42% москвичей (по сравнению с 28% в прошлом году). В среднем автомобилисты простаивают в заторах по три часа каждый день.
«Эксперты определили источник проблем уже давно: скопированная с трасс "Формулы-1" нелепая дорожная система, при которой практически невозможно сделать левый поворот, а также всеобщее наплевательское отношение к правилам движения, - объясняет руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - В доперестроечную эпоху машин было очень мало, и приоритет отдавался развитию общественного транспорта. Однако за пятнадцать лет мы увидели резкий скачок числа автомобилей, а также плотности городской застройки. Таким образом, появилась диспропорция между площадями дорог (9% против 25% в Европе) и отведенными под строительство территориями».
Расположенный на западе города деловой квартал Москва-Сити стал ярчайшим примером анархического распределения городского пространства. Этот проект, символ лужковских лет, является «ошибкой», но должен быть доведен до конца, сказал Сергей Собянин, выступив за создание необходимой транспортной инфраструктуры.
Сломанные лифты
В отличие от утонченного Санкт-Петербурга Москва не обладает шармом, который мог бы сразу же произвести впечатление на ее гостей. Великолепный Храм Воскресения Христова в Кадашах уже зажат со всех сторон элитным жильем, вокруг которого припаркованы сверкающие внедорожники. Тем не менее, Юрий Лужков, который всегда считал себя творческой личностью, старался примирить свои финансовые интересы (его жена возглавляет крупнейшую строительную компанию) и страсть к претенциозному искусству. «В отличие от коммунистов советской эпохи у бывшего мэра было понимание того, каким должен быть европейский город, то есть предлагать услуги и зрелища», - рассказывает художник Андрей Ерофеев. Иногда, однако, дело доходит до крайностей: магазины города всегда открыты, а улицы заполонила реклама. «В глазах у москвичей одни только доллары», - недовольна Мария, преподаватель русского языка из Санкт-Петербурга.
В Москве деньги всегда текли рекой, но 20% столичных лифтов при этом повреждены или вообще вышли из строя, а канализационные трубы давно пора менять. Благодаря субсидиям города, который превратился в настоящее государство в государстве, пожилые люди получают минимальную пенсию в 237 евро, а милиционеры имеют надбавку в 232 евро. Московские врачи также зарабатывают ощутимо больше, чем их коллеги в других городах. Этот финансовый магнит вызвал значительный поток иммигрантов из Средней Азии, который новый градоначальник теперь намеревается перекрыть. Число стройплощадок должно уменьшиться, но все социальные льготы будут сохранены. Расходы на развитие Москвы будут подвергнуты ежегодной аудиторской проверке, добавил Собянин, выразив недовольство относительно повальной «бюрократии и коррупции». Двух зол, которые в России отнюдь не являются уделом одной лишь столицы...