После российско-грузинской войны 2008 г. отношения между двумя странами до сих пор напряжённые. Напряжённость отношений может ещё больше усугубиться из-за недавно подписанного президентом Грузии Михаилом Саакашвили указа, согласно которому отменяется визовый режим для въезда в страну российских граждан, проживающих в семи северокавказских республиках Российской Федерации: Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее. Указ был издан 11 октября, а в силу вступил 13 октября 2010 года; он позволяет жителям Северного Кавказа въезжать на территории Грузии и оставаться там без визы в течение девяноста дней. Заместитель министра иностранных дел Республики Грузия Нино Каландадзе заявила, что целью издания указа было облегчение жителям Северного Кавказа посещения Грузии «через единственную законную наземную границу между Грузией и Россией»; к этому Каландадзе добавила, что многие жители Северного Кавказа хотели бы посещать Грузию как в коммерческих, так и иных целях, в частности, для поступления в грузинские университеты. Под «единственной законной наземной границей» она имели в виду переход «Верхний Ларс — Казбеги». Стоит отметить, что переход «Верхний Ларс — Казбеги» был закрыт в июле 2006 г., когда Россия объявила о необходимости ремонта и модернизации погранперехода; в марте 2010 г., однако, Грузия и Россия договорились о его повторном открытии. Повторное открытие границы было сделано для армян, чтобы они имели возможность сообщаться с Россией через территорию Грузии. Некоторые, в частности, журналист Фред Уэйр (Fred Weir), восприняли это как шаг к примирению между двумя странами. На самом деле, однако, границу открыли специально для армян, потому что их страна страдает от наложенной на неё Азербайджаном и Турцией за оккупацию азербайджанской территории блокаду. Армения просила Грузию открыть переход «Казбеги — Верхний Ларс», чтобы смягчить ситуацию с блокадой.
На самом деле президент Саакашвили уже высказался о необходимости интенсификации взаимодействия между Северным Кавказом и Закавказьем; в своём выступлении в Генеральной ассамблее ООН 23 сентября 2010 г. он говорил о «свободном, стабильном и едином Кавказе» и заявил, что, «хоть мы и принадлежим разным государствам и живём по разные стороны [кавказских] гор, но с точки зрения человеческого и культурного пространства нет никакого Северного Кавказа и Закавказья, есть один Кавказ...». Подписывая указ о снятии визового режима для жителей Северного Кавказа, Саакашвили начал воплощать в жизнь свои идеи «единого Кавказа».
Министерство иностранных дел России отреагировало с раздражением, оценив шаг Грузии как «попытку разбить население России на разные категории, что противоречит нормам цивилизованного межгосударственного общения; также со всей очевидностью ясна связь [этого решения] с желанием Тбилиси дестабилизировать ситуацию и отвлечь внимание от деструктивной политики грузинского руководства в отношении Южной Осетии и Абхазии». Известно, что напряжённость на Кавказе всегда очень высокая, особенно в последний месяц, так что непонятно, о какой стабильности в вышеприведённых официальных заявлениях идёт речь. Кроме того, сложно понять, каким образом Россия считает «введение безвизовых режимов» шагом, направленным против «цивилизованного межгосударственного общения». Кому-кому, а России нельзя позволять называть шаг Грузии противоречащим «нормам цивилизованного межгосударственного общения», учитывая, что она раздаёт российские паспорта жителям Южной Осетии и Абхазии — территорий, согласно международному праву относящихся к Грузии, — а затем пользуется этим как поводом принять участие в войне против Грузии в августе 2008 г.
Грузию тоже обвиняют в том, что она действует в одностороннем порядке и не учитывает мнения России по этому вопросу. В ответ на эти обвинения министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе подчеркнул, что «Грузия — суверенная страна, и это нам решать, какие визовые правила мы будет устанавливать для какой страны». Специалист-кавказовед из организации «Международные стратегические исследования» (Анкара) Гюнер Эзкан (Guner Ozkan) и специалист по международному праву из организации «Международные стратегические исследования» (Анкара) Джерен Мутуш (Ceren Mutus) разъяснили нюансы одностороннего применения правил в визовом вопросе с точки зрения международного права. Оба они утверждают, что совершенно нормально в одностороннем порядке определять, какой визовый режим устанавливать с какими странами. Однако, по словам профессора Эзкана, на практике это обычно делается в соответствии с действующим в международном праве принципом взаимности, другими словами, визовые ограничения на въезд в страну снимаются в ответ на снятие их ею; с другой стороны, это не означает, что не следовать этому принципу значит нарушать нормы международного права.
В минувшем десятилетии Россия в одностороннем порядке ввела визы для граждан Грузии. Что интересно, в 2000 г. Россия ввела безвизовый режим для Грузии, но это не распространялось на жителей Южной Осетии и Абхазии. Необходимо отметить, что в 2000 г. эти два отколовшихся региона признавались частью Грузии самой Россией. К тому же в 2003 г. Россия упростила визовые правила только для жителей входящей в состав Грузии Аджарской автономной республики, причём сделала это, не проконсультировавшись с Грузией и не обсудив это с ней. Все эти факты подчёркивают, что обвинения России в адрес Грузии необоснованны и абсурдны; попросту говоря, нельзя ждать, что другие не будут делать того, что ты уже сделал с ними.
Как сказал профессор Эзкан — «Россия всегда хотела помешать возможному социальному взаимодействию между Северным Кавказом и Закавказьем, хотя это очень близкие народы, если посмотреть на их культуру и традиции; у народов Северного Кавказа и Закавказья тесные родственные связи». Теперь, как говорят представители правительства Грузии, когда указ вступит в силу, в Грузию устремятся люди с Северного Кавказа, чтобы искать работу, получать образования или просто заниматься туризмом. Это, в свою очередь, укрепит связи между Грузией и северокавказскими республиками. Необходимо отметить, что экономическая ситуация в Закавказье лучше по сравнению с ситуацией на Северном Кавказе; уровень безработицы на Северном Кавказе выше как по сравнению с остальными частями Российской Федерации, так и по сравнению с Закавказьем. Дальнейшие уточнения по этому вопросу будут приведены ниже.
Можно задаться вот каким вопросом: почему Россия беспокоится из-за оттока жителей Северного Кавказа в Грузию? Ответ на этот вопрос сложен по многим причинам. Но, прежде чем пытаться на него ответить, следует задаться иным вопросом: приведёт ли введение безвизового режима между Грузией и республиками Северного Кавказа к стремлению людей попасть в Грузию? А вот ещё один важный вопрос: зачем людям в Грузию? Или, другими словами: достаточно ли Грузия привлекательна? Нам придётся проанализировать степень экономического разрыва между республиками Северного Кавказа, Грузией и Россией в целом, чтобы понять, насколько Грузия привлекательна. Будет крайне спорным предположение, что люди устремятся в Грузию за образованием, потому что Россия не в пример лучше Грузии в том, что касается качества и технической оснащённости образовательных учреждений. Достаточно посмотреть на академический рейтинг университетов мира, чтобы понять, что это так. Ещё один вопрос: найдут ли жители Северного Кавказа работу в Грузии, если учесть, что с безработицей в Грузии хуже, чем в России? По оценкам Всемирного банка, сделанным в 2009 г., уровень безработицы в России достигает 6,4 процента, а в Грузии за тот же год — 13,3 процента. С другой стороны, если взглянуть на ситуацию на южных рубежах России, а именно — на Северном Кавказе, то окажется, что уровень безработицы там выше, чем в Грузии, например, в Ингушетии — 55 процентов. С такими цифрами легко сказать, что есть очевидный экономический разрыв в области уровня безработицы между Северным Кавказом и Грузией. Однако грузинский язык может стать барьером на пути жителей Северного Кавказа к рабочим местам в Грузии, а в России такого барьера не возникает. Стоит отметить, что транспортное сообщение между Москвой и Северным Кавказом налажено хорошо, что, в свою очередь, облегчает жителям Северного Кавказа перемещение между родиной и Москвой или Санкт-Петербургом, где у них больше шансов найти работу, чем в Грузии. Необходимо отметить, что, несмотря на российско-грузинскую войну 2008 г., тысячи грузин работают в России и пересылают деньги своим родственникам в Грузию. Если уж сами грузины зарабатывают в России, было бы наивно думать, что Грузию будут воспринимать на Северном Кавказе как рай.
Вернёмся к вопросу о том, почему Россию беспокоит вероятный отток людей в Грузию с Северного Кавказа. Одна из причин уже названа выше: это рост социального взаимодействия между Северным Кавказом и Закавказьем. Россия пытается позиционировать Грузию как несостоятельное государство Закавказья. Сегодня предоставление права безвизового въезда жителям Северного Кавказа даст им возможность увидеть реальную ситуацию в Грузии. Это поможет Грузии разбить подобные иллюзии, распространяемые Российской Федерацией. К тому же Грузия пытается активизировать экономическое взаимодействие с Северным Кавказом с долгосрочной целью восстановления своей территориальной целостности. Выражаясь иными словами, Грузия хочет простимулировать развитие экономики регионов, прилежащих к Южной Осетии и Абхазии, чтобы вызвать у них желание связать своё будущее с Грузией, а не сохранять хрупкий статус-кво. Как уже говорилось, эта политика или намерение может и не сработать, если жители Северного Кавказа предпочтут Грузии Россию.
Есть мнение, что введение безвизового режима может вызвать серьёзные проблемы с безопасностью на Северном Кавказе, равно как и в самой Грузии. Стоит отметить, однако, что подобные угрозы надо устранять не с помощью манипуляций с визовым режимом, это дело касается общей задачи обеспечения безопасности на Кавказе и должно решаться службами безопасности. Тем не менее, кто-то может сказать, что Грузия шантажирует Россию, отменяя визы для жителей Северного Кавказа; другими словами, Грузия, возможно, намеревается шантажировать Россию или укрепить свою собственную позицию на переговорах, давая мятежникам на Северном Кавказе пространство для манёвра, что может причинить российской администрации столько головной боли.
В заключение необходимо сообщить, что решение Грузии о введении безвизового режима для жителей Северного Кавказа вовсе не противоречит нормам «цивилизованного межгосударственного общения»; если же и противоречит, то Россия в последнее десятилетие нарушала эти нормы в отношении Грузии уже много раз. Грузия хочет интенсифицировать взаимодействие с республиками Северного Кавказа и надеется оказать положительное воздействие на процесс восстановления её территориальной целостности через посредство подобной политики интеграции. Тем не менее, решение Грузии об изменении визовых правил для жителей Северного Кавказа произвело на Россию иное впечатление, и это, возможно, усугубит существующую враждебность в отношениях между странами. К тому же сложно поверить, что Грузия сможет привлечь к себе большое количество людей из республик Северного Кавказа, потому что Россия более привлекательна, чем Грузия, а также из-за того, что с Грузией есть языковой барьер, а значит, эта страна не даст им надежд на лучшую жизнь. Но кто-то, возможно, по той или иной причине всё равно предпочтёт Грузию, например, из соображений безопасности.
Но Россия, если предпримет правильные шаги и будет действовать умело, сможет превратить это в позитивные события на Кавказе. Россия сама способна интенсифицировать экономическое взаимодействие с Грузией, воспользовавшись Северным Кавказом, и обратить это себе на пользу. Интенсификация экономического взаимодействия может привести к разрешению сепаратистских конфликтов внутри Грузии; другими словами, углубление экономических связей распространится географически. Благодаря подобной стратегии Россия сможет мирным путём закрепить за собой Грузию и, возможно, даже замедлить дальнейшее проникновение «западных» интересов в регион.