Давайте любить наших политиков, потому что, несмотря на все непрозрачные финансовые операции, сомнительные госзаказы и покупку голосов, они по сравнению с российскими политиками - порядочные и честные парни (и девушки). Они могли бы красть больше и еще меньше скрывать это воровство. Они могли бы еще больше злоупотреблять своим положением, высасывать все из наших кошельков и из нас самих, и мы бы все равно ничего с этим не сделали.
Я уже не первый день провожу в московской мэрии и ее окрестностях, и по сравнению с остальными «западными» коллегами у меня есть, так скажем, «чешское» преимущество: я не спрашиваю, как такое возможно и как люди могли это допустить.
Потому что у нас в Праге все похоже. Основы и принципы чешской политической игры – это жуткая смесь, где вдохновение от запада дополняет русский опыт прошлых лет. Или кто не ворует, тот не чех.
Бывший мэр Москвы Лужков, бесспорно, вдохновлял многих пражских политиков. Как не знавший ограничений хозяин Москвы он разделял (большую часть, как ни странно, он отделил своей жене Елене Батуриной, самой богатой россиянке, по данным Forbes) и властвовал. О его сильной и безудержной страсти управлять в Москве рассказывает почти каждое бульварное издание и каждый житель столицы. Сотни снесенных исторических зданий и на их местах современные высотные маяки московского процветания. Грандиозные эстакады и жаждущие бетона, недостроенные автострады - памятники широкой русской души Лужкова.
Когда я шла по мраморным коридорам московской мэрии, меня впечатлило и взволновало эхо моих шагов, звук, отражавшийся от высоких потолков; примерно так же я чувствовала себя в мэрии Праги, я до сих пор думала, что это огромное здание, где сконцентрирована безграничная власть (особенно в лице обитателей ратуши в исполнении Лангмайера (Langmajer), Рихтера (Richter) и Блажека (Blažеk)), и эта власть держит за горло Прагу. Я ошибалась. Пражская мэрия по сравнению с московской - бумажная модель для начинающих.
После нескольких утомительных схваток лицом к лицу с московскими чиновниками я заскучала по Бэму (Pavel Bém, мэр Праги – прим.пер.). Его высокомерие и заносчивость по сравнению с московским стилем были образцом порядочного поведения и доброжелательности. И еще я благодарила пражских политиков за то, что они и наполовину не такие, как их московские коллеги (в основном, потому что наши не распоряжаются таким количеством средств и таким огромным городом). За то, что пражские чиновники иногда пытаются скрыть разворовывание средств и что они вообще беспокоятся о том, как придумать сложные юридические махинации, чтобы обмануть граждан и полицию.
Это порядочные и хорошие парни, эти пражские политики. И у тех, для кого Прага мала и для кого выборы пройдут неудачно, дела лучше всего пойдут в Москве. Основы они уже знают. У Москвы по сравнению с Прагой есть только один недостаток: за ней днем и ночью следит царь Медведев. И хотя пражских политиков от их кормушек могут отодвинуть местные выборы (отодвинуть недалеко - через свои фирмы они себе уже все обеспечили), больше с нашими городскими чиновниками ничего произойти не может. А в Москве и мэр должен соблюдать неписаные правила. Главное не лезть в рот тому, кто может и проглотить.