Для любого человека, живущего в одном из 16 государств-членов еврозоны, продолжительный успех евро – это и технический, и эмоциональный вопрос – вовлечены и сердца, и умы. Это очевидно, на мой взгляд, что евро жизненно необходим для Европы и, безусловно, для мировой экономики.
Прежде всего, стоит упомянуть, что европейская идея зародилась как проект для обеспечения мира и демократии среди европейских народов. Когда в 1999 году была представлена новая валюта, и даже более того, когда у европейских граждан появилась возможность использовать её в январе 2002 года – это стало поистине осязаемым, окончательным доказательством того, что европейская интеграция реальна. И как гласит известный лозунг: евро у вас в кошельке ‑ Европа у вас в кармане.
Двадцать лет спустя, после того как европейский парламент был избран всеобщим голосованием в 1979 году, введение евро обозначило логическое распространение «европейской мечты».
Стоит также вспомнить, когда Словения вошла в еврозону в 2007 году, многие люди предположили, что страна каким-то образом присоединилась к Старой Европе. Но Кипр, Мальта и Словакия тогда последовали примеру и сделали евро своей валютой. От Дублина вдоль побережья Ирландского моря до Братиславы, у холмов подножья Карпат, те же самые монеты и купюры являются законными платёжными средствами, и они постоянно отодвигают всё дальше границы Европейского Союза. Завтрашний день принесёт дополнительных членов Союза, таких как Эстония, присоединение которой к еврозоне намечено на 1 января 2011 года.
«Отцы-основатели» Европы были правы в том, что «Всю Европу сразу не построишь», и евро тоже сразу не введёшь. Нашу общую валюту лучше рассматривать в качестве вдохновляющего символа – символа Европы, которая резонирует, притягивает и, превыше всего, сплачивает.
Тот факт, насколько Европу можно сплотить, известен нам из опыта последних нескольких месяцев. Неудивительно, но как оказалось, история евро представляет дальнейшую стадию в непрерывной саге европейской экономики, которая находится в состоянии непрекращающегося формирования со времён Римского договора о ЕЭС.
Финансовая помощь, предоставленная Греции, новые средства обеспечения финансовой стабильности Европы, которые мы создали для расширения гарантийных обязательств нуждающимся государствам-членам еврозоны, и наши усилия в достижении более эффективного финансового регулирования – являются нашим последним свидетельством европейского сплочения на практике.
Общепризнанно, что разные кризисы, влияющие на еврозону, подчеркивают – а иногда и очень резко – необходимость реформирования наших институтов и методов их работы. Высказывались противоречивые мнения о том, что институты Европы двигаются вперёд исключительно во времена кризисов. Возможно, та же самая ситуация сложилась и с единой валютой, которая наберётся силы и закалится от пережитых невзгод.
За последние несколько месяцев, едва выплыв из глубочайшего за целый век экономического и финансового кризиса, еврозона пережила худшее потрясение за свою историю, хотя в отношении госфинансирования еврозона в целом чувствует себя лучше, чем Соединенные Штаты или Япония. Когда стало известно о размере финансового кризиса Греции и трудностях, с которыми встретились другие государства-члены, экономики еврозоны оказались на грани катастрофы.
Но Евросоюз отреагировал быстро и убедительно, предлагая Греции программу по поддержке и выдвигая план финансовой гарантии для всей еврозоны. В таком неотложном состоянии истинное европейское экономическое правительство, интересы которого основательно защищают немецкий канцлер Ангела Меркель и французский президент Николя Саркози, стало приобретать форму.
По окончании заседания Европейского Совета в июне, Франция и Германия совместно очертили ряд предполагаемых реформ. Возникло три ключевых вопроса в отношении:
· укрепления Пакта о росте и стабильности главным образом через усиленную европейскую координацию во время «европейского семестра»;
· поддержки и расширения спектра экономического контроля над дефицитом в госбюджете и общественном секторе, а также над долгом частного сектора, при необходимости с наложением «политических штрафных санкций»;
· установления рамок вероятного урегулирования кризиса без вторжения в бюджетные прерогативы государств-членов.
Другие возможные подходы находятся также в стадии рассмотрения. Но у них у всех есть общее – осознание того, что настало время стабилизировать и регламентировать европейское экономическое правительство. И этот процесс осуществляется в настоящее время. Европейская Комиссия внесла предложения, и рабочая группа, возглавляемая европейским президентом Германом Ван Ромпеем, в которой я представляю Францию, внесёт свои предложения нынешней осенью.
Мы все ожидаем, что евро, который оказался таким положительным моментом во время кризиса, будет столь же эффективен в возвращении наших экономик на путь стабильного и продолжительного роста. И в самом деле, по данным ЕВРОСТАТа (статуправления Европейского Сообщества) ко второму кварталу 2010 года в еврозоне наблюдался рост выше, чем в США, в то время как евро остаётся на второй позиции в рейтинге наиболее широко используемых торговых валют.
Евро, как и сам Евросоюз, есть не что иное, как волнующее приключение, которое должно продолжаться – и мы позаботимся о том, чтобы так и было.
Кристин Лагард, министр экономики, промышленности и занятости Франции