Если бросить взгляд на политическую карту, то можно увидеть, что наступление неолиберального капитализма, инициированного Рейганом и Тэтчер, удалось сдержать и частично отразить лишь в Латинской Америке, хотя некоторые азиатские страны сумели адаптировать его к своим условиям.
Деятельность народных движений нашего континента, в некоторых из которых значительную долю участников составляет коренное индейское население, хотя при этом обязательно представлены трудящиеся, маргинальные группы, поселенцы и обедневший средний класс, привела к возникновению в 1999 году разнородной, но сплочённой группы правительств, выступающих против слепого следования политике Вашингтона и борющихся за региональную интеграцию.
При этом в Западной Европе, в отличие от США, до недавнего времени сохранялись некоторые основные черты так называемых социальных государств, представляющие собой совокупность социальных прав, завоёванных в ходе борьбы рабочего класса в XIX и XX веках, а также благодаря исключительному вкладу Советской Армии в разгром гитлеровской Германии, возникновению социалистического лагеря и его неоспоримых достижений в социальной сфере. Именно распад Советского Союза и других социалистических государств Европы привёл к тому, что центральная и восточная часть Европы превратилась в полигон, где обкатывались циничные и безжалостные рекомендации Международного Валютного Фонда. Это была настоящая кладезь богатств (особенно это касается России), которые за короткое время переместились в мировые финансовые центры.
Однако очевидно, что крупные финансовые корпорации не отказались от своих намерений свести на нет в том числе и социальные завоевания трудящихся Западной Европы. Они лишь ждали удобного случая, который представился, когда американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о своём банкротстве, ставшем провозвестником кризиса финансовой и экономической системы США. И тут вся империя крупнейших средств массовой информации стала распространять мифы, например о том, что национальные экономики и экономика Европы рухнут и сильно увеличится безработица, если не будет оказана государственная поддержка банкам, естественно за счёт рядовых налогоплательщиков. Именно по причине выполнения этих рекомендаций многие государства стали банкротами, их экономика рухнула, а уровень безработицы достиг запредельных высот.
И при этом банки декларируют неприлично высокие уровни доходов, а на Уолл-Стрит сообщают о миллионных бонусах для высшего эшелона управленцев. Представившаяся возможность была использована и для того, чтобы урезать пенсии и другие социальные льготы европейских трудящихся, а при этом представителям финансовой верхушки налоговые ставки даже не были повышены. За период кризиса банкиры увеличили, а во многих случаях удвоили размеры своего состояния, в то время как миллионы трудящихся Старого Света нищают, не имея даже проблеска надежды на то, чтобы восстановить свои права или потерянные рабочие места. Кризис в США ударил рикошетом по другим странам. Неожиданно Грецию объявили страной-банкротом, а рейтинговые агентства тут же понизили её кредитный рейтинг. В этом перевёрнутом мире один из крупнейших инвестиционных банков Goldman Sachs ограбил Грецию, вступив в сговор с местными финансовыми воротилами и представителями властей. Разумеется, вышеуказанный банк не выплатит Греции никаких компенсаций, а станет её невидимым владельцем. Английская финансовая печать, которая порой сообщает о некоторых злонамеренных планах англо-американских банков, уже запустила в оборот аббревиатуру PIGS, чтобы таким образом обозначить группу обанкротившихся стран, у которых, по её мнению, нет будущего: Португалия, Ирландия, Греция и Испания.
Радует то, как отреагировали на происшедшее рабочий класс и народ Греции, которые провели восемь всеобщих забастовок и не собираются отступать. Не отстаёт от них и Франция, где с июня по настоящее время трудящиеся провели шесть всеобщих забастовок, в которых принимали активное участие представители молодого поколения. Удастся ли правительству добиться своей цели и измотать бастующих или же эти акции протеста являются началом более масштабных действий? Внушительная всеобщая забастовка, прошедшая 29 сентября в Испании, могла бы проложить путь к созданию широкого антинеолиберального фронта социально-политических действий левых сил. Даже в бывших социалистических странах наблюдаются признаки нарастания борьбы рабочего класса за свои права. Открытие европейского антинеолиберального фронта могло бы произойти в тесной увязке с усиливающейся борьбой латиноамериканских народных масс. Вместе с аналогичными движениями в Африке и Азии они могли бы придать левую направленность настроениям протеста и недовольства в США.