Прошедший на днях франко-немецко-российский саммит не оправдал ни мрачных опасений, ни чрезмерных надежд, которые появились накануне встречи в Довиле. А именно: не было никакого заговора против США; не было и решения о скорой отмене визового режима между Европой и Россией. И все-таки рандеву на морском побережье оказалось весьма полезным – президент Медведев объявил о своем решении принять приглашение и поехать на саммит НАТО в Лиссабон, а также сказал, что рассмотрит западные предложения относительно противоракетной обороны в Европе. Для России главная новость заключается в том, что было принято решение о разработке дорожной карты для продвижения к безвизовому режиму между Россией и странами Шенгенской зоны. Путешествовать по этой карте придется еще пятнадцать лет.
Таковы реальные факты. Но в этом саммите было еще нечто такое, что превращает его в важное и позитивное событие. Когда впервые состоялась такая трехсторонняя встреча, а было это в 1998-м году, речь шла о том, как удержать Россию на орбите Запада, поскольку ее отношения с Соединенными Штатами быстро портились. К тому времени, когда состоялись две следующие встречи в верхах между Францией, Россией и Германией – в 2003 и 2005 годах – отношения всех трех стран с Вашингтоном были весьма напряженными в результате войны в Ираке. Поговаривали даже о новой "Антанте", чтобы с ее помощью сдерживать глобальное безрассудство Вашингтона. Но сегодня нет ничего подобного. Американо-российская "перезагрузка" стала настолько знаменитой и настолько популярной, что люди сейчас говорят уже о "перезагрузке" с Францией и Германией – как будто в ней есть необходимость.
Но необходимость есть в другом. Сейчас появилась редчайшая возможность исполнить те стратегические обещания, что были даны в конце холодной войны – создать сообщество безопасности, охватывающее Северную Америку, всю Европу и Российскую Федерацию. Создание такого сообщества привело бы к тому, что какие бы разногласия и споры ни возникали между населяющими это огромное пространство народами, они решали бы их исключительно мирными средствами. Военная сила, как и угроза ее применения, была бы исключена из арсенала средств. Похоже, что Россия, Европа и Америка готовы обсуждать этот вопрос.
Но проблема в том, что торжественные обещания на сей счет давались неоднократно с момента подписания в 1975 году Заключительного акта в Хельсинки. Они звучали в Парижской хартии 1990 года, в Стратегической концепции ОБСЕ 1999 года, а также в актах Россия-НАТО 1997 и 2002 годов. Речь идет не о том, как утверждают российские дипломаты, что это были лишь политические обещания, в то время как нужны были юридические обязательства. Ведь если добровольно взятые политические обязательства не выполняются, кто поверит в святость и незыблемость правовых норм? Мир по-прежнему состоит из суверенных государств.
Споры ведутся далеко не абстрактные. Всего два года назад в Европе была война между Россией и Грузией. Фактически Европе чертовски повезло: эта война могла превратиться в настоящее столкновение между Соединенными Штатами и Россией, что имело бы пагубные последствия для Украины и многих других стран. Та война выдвинула на передний план две важнейшие проблемы безопасности Старого света. Первая – это обеспокоенность России по поводу целей американской власти. Отсюда и тревога из-за расширения НАТО в восточном направлении, а также из-за планов Буша по созданию противоракетной обороны в Центральной Европе. Вторая проблема – это страхи соседей России по поводу характера российской власти и ее устремлений. Обе эти озабоченности пока отошли на второй план, но ни та, ни другая полностью не исчезла.
Вот что можно сделать. Соединенным Штатам и НАТО надо заключить соглашение с Россией по системе противоракетной обороны, которая объединит их стратегические силы дальнего обнаружения и оценки обстановки, а также увяжет – но не сольет воедино – их средства поражения. Управление ими останется в руках национального/блокового командования. Будут определены и разграничены соответствующие зоны ответственности. Это будет реальное и кардинальное изменение, переход от стратегического противостояния к сотрудничеству.
Еще одно изменение должно произойти в отношениях России с ее соседями. Москва уже стала инициатором исторического сближения, которое принесло свои плоды. Этот процесс необходимо углублять, чтобы добиться того, чего достигли Франция и Германия, Польша и Германия, и конечно же, Россия и Германия. Его также необходимо расширять, включая другие европейские государства, такие как страны Балтии. В Довиле Дмитрий Медведев впервые заговорил о необходимости подключения Румынии к урегулированию замороженного конфликта на берегах Днестра. Таким образом, Молдавия становится пробным проектом и лакмусовой бумагой, которая проверит на прочность сотрудничество ЕС и России в сфере безопасности. Когда конфликт в Приднестровье будет совместными усилиями урегулирован, Европа в целом преодолеет нечто большее, чем молдавский раскол.