Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российская прокуратура просит для Ходорковского 14 лет тюремного заключения

Бывшего нефтяного олигарха, уже отбывающего срок за уклонение от уплаты налогов, теперь обвиняют в хищении и отмывании денег. Его адвокаты утверждают, что за обвинениями стоят политические мотивы.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрения сторон по по второму делу М. Ходорковского и П. Лебедева
Прения сторон по по второму делу М. Ходорковского и П. Лебедева
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В пятницу российская прокуратура заявила, что будет просить для Михаила Ходорковского, бывшего нефтяного магната, на которого ныне заведено дело о хищении и отмывании денег, 14 лет заключения; в настоящее время Михаил Ходорковский уже седьмой год находится в тюрьме, осужденный за уклонение от уплаты налогов. Сам он все предъявленные ему обвинения решительно отрицает.

В пятницу российская прокуратура заявила, что будет просить для Михаила Ходорковского, бывшего нефтяного магната, на которого ныне заведено дело о хищении и отмывании денег, 14 лет заключения; в настоящее время Михаил Ходорковский уже седьмой год находится в тюрьме, осужденный за уклонение от уплаты налогов. Сам он все предъявленные ему обвинения решительно отрицает.


Многие считают Ходорковского, бывшего руководителя нефтяной компании ЮКОС, одного из богатейших людей России, политическим заключенным страны номер один и личным врагом российского премьер-министра Владимира Путина.

 

Нынешнее судопроизводство многие обозреватели расценивают как референдум по вопросу о том, изменилась ли Россия с тех пор, как на посту президента Путина сменил Дмитрий Медведев, юрист, сетующий по поводу коррупции судебной власти и судебного произвола, который он называет «правовым нигилизмом».


В ходе нынешнего процесса прокурор обвинил Ходорковского и его партнера, Платона Лебедева, в хищении нефти, принадлежащей трем нефтедобывающим компаниям, которые они контролировали, на сумму более 27,5 миллиардов долларов.

Как утверждает прокуратура, обвиняемые основали подставные компании в сельских районах России с льготным налоговым режимом и закупали нефть у компаний-производителей по сильно заниженным ценам и переправляли на перерабатывающие заводы российских и зарубежных оффшорных компаний, которые перепродавали нефть по вдвое большей цене, а то и еще дороже.


«Все прибыли доставались зарубежным оффшорным компаниям, а на долю российских добывающих компаний приходились одни убытки, - заявил в суде представитель прокуратуры Валерий Лахтин. - Таким образом, нарушались права акционеров и государства, лишившихся налогов и дивидендов». 


Как заявляет защита, эти обвинения абсурдны, а весь судебный процесс является преследованием по политическим мотивам.


Когда представитель прокуратуры закончил свое выступление, наступила тишина; бледный Ходорковский, в черном твидовом жакете и черной рубашке, держался стойко.


«Все нормально», - сказал он, когда его, прикованного наручниками к охраннику, выводили из зала суда, с улыбкой на губах; однако глаза его были задумчивы и печальны.


«Мы от прокуратуры ничего хорошего и не ожидали; но то, что они просят, выходит за всякие рамки», - заявила адвокат Ходорковского Наталья Терехова в интервью газете Los Angeles Times.


По утверждению защиты, цены в ходе сделок были в пределах принятых норм, и ЮКОС, как вертикально-интегрированная компания, использовал подобный механизм перевода средств вполне законно.


«Позиция прокуратуры внутренне противоречива, - заявила представителю Los Angeles Times Карина Москаленко, другой адвокат Ходорковского. – Ходорковский в настоящее время отбывает срок за уклонение от уплаты налогов, и если они утверждают, что он украл всю нефть, которую производила его компания, тогда за что же его отправили в тюрьме в первый раз? Если у него не было ничего, на что можно было бы начислить налоги».


Ходорковский и Лебедев уже отбыли большую часть своего восьмилетнего срока, который был присужден им по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Ходорковский был арестован в 2003 году, в 2005 осужден и отправлен в исправительно-трудовую колонию в Восточной Сибири. Для участия в нынешнем процессе его снова привезли в Москву, в тюрьму «Матросская Тишина».


А тем временем ЮКОС, оцененный в 2003 году в сумму 40 миллиардов долларов, был объявлен банкротом и продан подставной компании, вскоре передавшей его государственной компании «Роснефть», которую возглавлял близкий друг и союзник Путина.

По словам независимого политического аналитика Дмитрия Орешкина, Ходорковский, поддерживавший оппозиционные партии и спонсировавший правозащитные организации, впал в немилость у Кремля, и тогда Путин, будучи в те годы президентом, возбудил судебное преследование против строптивого олигарха.


Недавно проведенный аналитическим Левада-центром опрос общественного мнения показал, что лишь 13% россиян полагают, что Ходорковский виновен в предъявляемых ему обвинениях; в феврале такого мнения придерживались 29% опрошенных.

 

Прокуратура дала понять, что запрошенный приговор - 14 лет лишения свободы - включает в себя время, которое Ходорковский пробыл в заключении в ожидании исхода второго судебного процесса; таким образом, если его признают виновным по новому обвинению, он пробудет за решеткой еще один год по первоначальному приговору и десять лет сверх того.