МОСКВА – "Большая Европа" находится на перепутье. Прошло двадцать лет после падения "железного занавеса", а она все еще не в состоянии объединиться, став поистине глобальной силой. Каждая из трех частей "большой Европы" – Россия, Европейский Союз и страны между ними – находится в кризисе. Причины и формы этих кризисов разные, но последствия почти идентичны.
Россия исчерпала лимиты роста своего посткоммунистического восстановления. На сегодня она укрепила свои государственные институты, преодолела экономический спад и восстановила статус важного игрока в мировой политике.
Однако будущее России под вопросом. Советские ресурсы исчерпаны – как в плане инфраструктуры, так и в плане идеологии. Экономика страны по-прежнему не в состоянии оптимально использовать свои весьма высокие доходы от экспорта энергоресурсов. В российском обществе и у его лидеров нет ясного видения будущего, а демографический спад не дает особых надежд на быстрое и устойчивое оздоровление. Все этого говорит о том, что России, которая не способна конкурировать с быстро развивающимися странами мира, придется направлять усилия на защиту своих быстро истощающихся сил и средств.
ЕС создает внешнее впечатление успешного проекта. Европейцы переживают беспрецедентный период мира и процветания; их интеграционная модель распространилась почти на весь континент. Но управление расширившимся союзом становится все более трудным и менее эффективным. Консолидация уступает место трениям, и на преодоление внутренних проблем ЕС требуется все больше энергии.
Неэффективность ЕС, на которую накладываются изменения в международных приоритетах некоторых его стран-членов, привела к снижению политического авторитета и влияния союза. Если такая тенденция сохранится, сокращение влияния ЕС неизбежно вызовет ослабление его экономических позиций и уменьшение его конкурентоспособности. Будущее расширение ЕС с включением в его состав прилегающих территорий (а именно в этом заключается суть его внешней политики за последние 15 лет) станет все менее и менее вероятным. Короче говоря, ЕС окажется не в состоянии предлагать соседним странам привлекательные перспективы членства и будет неспособен выделять достаточные ресурсы на схемы суррогатного членства, такие как Восточное партнерство.
Эта дилемма начинает оказывать негативное воздействие на страны, находящиеся между Россией и ЕС. События, происходившие в этих странах в посткоммунистические годы, ознаменовали собой постепенный переход от российского к европейскому влиянию, однако эта тенденция не является необратимой.
ЕС и НАТО не могут расширяться дальше, даже если у них есть желание поддерживать заинтересованность бывших советских государств в членстве, чтобы помешать их возможному возврату на российскую орбиту. Следовательно, эти "промежуточные" страны остаются в подвешенном состоянии. Мировой экономический кризис усилил такую неопределенность, и в то же время, заметно уменьшил поток средств, получаемых этими нуждающимися странами.
Таким образом, три части "большой Европы" оказались в состоянии стратегической неопределенности. Посткоммунистическая программа перехода исчерпала себя, не создав при этом устойчивую политическую и экономическую структуру Европы. Никаких новых проектов не предвидится, и в этих условиях возможны два основных сценария.
Сценарий первый – это сохранение нынешней ситуации. Россия и ЕС будут продолжать усилия по консолидации собственных позиций, борясь за влияние на своих общих соседей. Усиление экономической мощи Евросоюза все еще привлекает другие страны; однако эта мощь может утратить свой манящий блеск, если государства ЕС будут и впредь разочаровывать их, не оправдывая ожиданий. А Россия, хотя она и не столь привлекательна в политическом и экономическом плане, как ЕС, пользуясь имеющимися у нее природными ресурсами, может добиться своих политических целей на прилегающих территориях. Более того, сегодня и США, и Китай находят Россию в стратегическом плане более интересным партнером, и это не остается незамеченным, скажем, в Киеве и Минске.
У ЕС и России имеются свои преимущества, которые они могут предложить, поэтому соперничество между ними может оказаться острым. Однако такое соперничество будет происходить в "большой Европе", которая в глобальном плане все больше и больше оказывается на обочине. Прошедшая в декабре прошлого года в Копенгагене конференция по изменениям климата продемонстрировала этот спад влияния, ибо ключевые переговоры состоялись между четырьмя бурно развивающимися странами – Китаем, Индией, Бразилией и Южной Африкой, в которые активно вмешался президент США Барак Обама. России там была отведена скромная роль, а вот ЕС, считающий себя лидером в вопросах климатической политики, был просто проинформирован о переговорах постфактум.
Если политическая ситуация будет развиваться таким образом, то "большой Европе", разрываемой коренящимися в ее прошлом конфликтами, придется играть второстепенную роль на мировой сцене.
Во втором сценарии Россия и ЕС должны объединить свои усилия и начать сотрудничать. Таким образом, "большая Европа" сможет претендовать на лидирующую роль в решении международных проблем. Если Россия и ЕС решат консолидировать усилия, они неизбежно обратятся к решению проблем своих соседей, действуя при этом в рамках общей ответственности, а не соперничества. Кроме того, более тесная интеграция с ЕС считается важным условием для успеха экономических преобразований в самой России.
Однако та модель интеграции, которая применялась с 1990-х до 2005 года, успеха не принесла. Среди препятствий, помешавших успеху, были неспособность или нежелание России трансформироваться в соответствии с европейской моделью, а также нехватка у ЕС амбициозности и творческого воображения, необходимых для запуска нового проекта подлинного объединения Европы в целом.
Если три части "большой Европы" останутся разобщенными, то они окажутся на задворках большой политики. Чтобы не допустить этого, требуется политическая воля, особенно внутри ЕС, который слишком часто предпочитает нейтралитет. Чтобы интеграция работала, она должна быть сбалансированной и равноправной, дающей возможность России и ЕС принять и перенять некоторые идеи друг друга.
Этот процесс пойдет в том случае, если стороны начнут определять приоритетные области для взаимодействия, начиная с нефти и газа, а также военно-технического и аэрокосмического сотрудничества. Если такого процесса не будет, Европа останется разобщенной и лишенной роли лидера в 21-м веке.
Федор Лукьянов – главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".