Североатлантический Альянс стремится к углублению взаимодействия с Китаем, так страны-участники НАТО обозначили планы по дальнейшему развитию альянса.
Министры иностранных дел и обороны, представляющие 28 государств, собрались в четверг в Брюсселе для того, чтобы обсудить новую стратегическую концепцию. "Имеет смысл расширить круг наших консультаций, включив в постоянные консультации такие страны, как Китай и Индия", - заявил до начала заседания генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Стратегическая концепция является официальным документом, в котором излагается цель, структура и основные задачи по обеспечению безопасности НАТО.
До сегодняшнего дня у НАТО было 6 стратегических концепций, последняя из которых была принята в 1999 году, незадолго до терактов 11 сентября.
За последние десять лет требования к безопасности изменились кардинально, а потому существующий документ уже не соответствует угрозам, которые стоят перед альянсом сегодня.
"Основная задача НАТО - защищать девятисотмиллионное население своих стран - никогда не поменяется, но это должна быть современная защита от современных угроз", - сказал Расмуссен.
В новой стратегической концепции, которая будет представлена на предстоящем саммите НАТО в Лиссабоне в следующем месяце, скорее всего, больше внимания будет уделено размещению войск и операциям вне традиционного европейского театра.
Это не первый раз, когда лидеры НАТО обращаются к развивающимся странам, таким как Китай.
В начале этого года на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности в речи Рамуссена прозвучали аналогичные призывы, и Майкл Рал, старший политический советник НАТО, написал в апреле этого года о том, что нужно развивать взаимодействие НАТО с со странами, которые не являются членами альянса.
Были проведены официальные переговоры с Россией в рамках Совместного постоянного совета Россия-НАТО, но до сих пор похожего органа для диалога с Китаем создано не было, несмотря на то, что Китай является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Однако, по мнению Дао Веньчжао, профессора Института Америки Китайской академии наук, есть лишь слабая надежда, что Китай всерьез рассмотрит предложение о сотрудничестве с НАТО.
"НАТО идет на временное укрепление отношений с Китаем лишь для того, чтобы получить значительную поддержку от Китая для разрешения сложной ситуации в Афганистане в результате девятилетней войны, для которой потребовалось более 150 000 военнослужащих многонациональных частей и подразделений", - заявил Тао.
Пекин поддерживает антитеррористические операции, но при этом строго придерживается курса неприсоединения ни к каким военным организациям. "Да и к тому же, - добавил Тао, - Китай еще помнит о холодной войне и вряд ли будет сотрудничать с НАТО".
В написании этой статьи участвовал Хэ Вэй (He Wei).