На днях генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен и государственный секретарь США Хиллари Клинтон повторно озвучили свою готовность поддержать Грузию в ее желании вступить в альянс. Грузия и Украина также заявляют о своей заинтересованности во вступлении в ЕС. Президент России Дмитрий Медведев настаивает на заключении «договора о панъевропейской безопасности», который мог бы легитимизировать принудительные действия в отношении соседей.
Пора проснуться. Ничего это в ближайшее время не будет, возможно, даже никогда не будет.
Если не считать стран Балтии, то вступление в НАТО и ЕС не предстоит ни России, ни какой-либо из остальных стран, образовавшихся в 1991 году после развала СССР (двенадцать постсоветских государств).
Начиная с 2004 года в рамках программы расширения ЕС к альянсу добавилось двенадцать демократических стран, но против вступления в него двенадцати постсоветских стран есть серьезные возражения. Грузия, Молдавия и Украина хотят стать членами ЕС. Что касается НАТО, то в этот альянс стремится Грузия, но после того, как президент Михаил Саакашвили проявил неблагоразумие и дал России повод напасть на него в августе 2008 года, эта идея потеряла поддержку. На Украине вопрос вступления в НАТО расколол общественное мнение и больше не рассматривается.
При сравнении друг с другом двенадцати постсоветских стран и двенадцати новых стран Евросоюза выясняется, то между ними ошеломляющая разница:
- В рейтинге представлений о коррупции, составляемом организацией Transparency International, из ста восьмидесяти возможных мест новые страны Евросоюза занимают в среднем 49-е место, а постсоветские — в среднем 136-е.
- В рейтинге простоты предпринимательской деятельности, составляемом Всемирным банком, новые страны Евросоюза занимают в среднем 46-е место, а постсоветские — в среднем 83-е.
- В семибалльном рейтинге всемирной свободы, составляемом организацией Freedom House, новые страны Евросоюза получили в среднем 1,2 балла, а постсоветские — гораздо худшую оценку, в среднем 5,25 балла.
Есть две страны, показывающие неплохие отдельные показатели. У Грузии высокий рейтинг по простоте бизнеса (12-е место), она стоит выше остальных стран по представлениям о коррупции (66-е), но по свободе заслужила четыре балла. У Украины хорошие оценки по свободе (2,5), но по другим двум предметам плохие. В следующем году успеваемость Украины по свободе снизится, потому что президент Виктор Янукович опять ограничивает свободы.
Неудивительно, что в НАТО и ЕС не испытывают энтузиазма.
Эпическая история попыток вступления Турции в ЕС поучительна. Переговоры о предоставлении ей членства в альянсе застопорились, и теперь Турция больше интересуется исламским миром. ЕС должен сменить курс и предложить Турции стратегическое партнерство такого рода, чтобы при сохранении путей к вступлению в альянс сохранялось и признание Турции ключевой региональной державой.
Аналогичным образом НАТО и ЕС должны предложить реформаторам и ключевым партнерам из двенадцати постсоветских стран осмысленные схемы партнерства, но не членство в альянсах.
Соглашение об ассоциации с ЕС приносит большую выгоду в области торговли и инвестиций при условии проведения реформ. Позволяется безвизовое перемещение граждан при условии выполнения стандартов Шенгенского соглашения. Переговоры о подобных соглашениях успешно ведутся с Украиной и Молдавией, а скоро начнут вестись и с Грузией.
Новые соглашения с реформаторами из двенадцати постсоветских государств должны предусматривать свободный доступ к рынкам ЕС и дополнительную поддержку инвестиционной деятельности. Кроме того, в целях придания уверенности инвесторам необходимо предусмотреть соблюдение энергетической хартии. Новые и более серьезные договоренности НАТО с двенадцатью постсоветскими странами должны основываться на важных интересах и на сотрудничестве по программе «Партнерство во имя мира», чтобы предоставлялась помощь в области планирования обороны, обмена разведданными и бдительности на море. Грузии особенно нужны договоренности в сфере обороны повышенной надежности.
И ЕС, и НАТО жизненно важны для обеспечения безопасности на постсоветском пространстве. К примеру, в Грузии Евросоюз выступил с инициативой контроля над соблюдением договора о прекращении огня с Россией.
И НАТО, и ЕС должны предложить двенадцати постсоветским странам полномасштабный диалог в области обеспечения безопасности. Они должны заняться такими вопросами, как искоренение насилия, распространяющегося из Афганистана в Среднюю Азию и с российского Северного Кавказа — в Грузию и Азербайджан, а также улучшить ситуацию с безопасностью вокруг разработки и транспортировки энергетических ресурсов Каспийского моря, а также расширить участие в политической жизни, чтобы улучшить ситуацию с внутренней безопасностью.
То, что президент Медведев призывает к «модернизации», может говорить о том, что Россия будет более открытой к диалогу о безопасности. Должен решиться вопрос с притязаниями Москвы на «привилегированные интересы» в ближних к ней странах, с противоракетной обороной и прочими областями оборонного сотрудничества, а также с тем, как бороться с глобальными угрозами — контрабандой наркотиков и терроризмом.
На саммитах ЕС и НАТО в октябре оба альянса должны предложить концепции новых осмысленных схем взаимодействия с двенадцатью постсоветскими странами и покончить с неопределенностью вокруг предлагаемой Россией неправильной идеей договора. В стратегической концепции, которую презентует НАТО, не должен просто заново повторяться паллиатив формулировки «открытых дверей».
Денис Корбой, бывший посланник Европейской комиссии в Грузии и Армении, возглавляет Институт кавказской политики при Кингс-колледже (Лондон). Уильям Кортни ранее служил послом США в Казахстане и Грузии. Кеннет Ялоуиц, бывший посол США в Белоруссии и Грузии, возглавляет Центр международного взаимопонимания имени Дикки при Дартмутском колледже