Москва, 24 октября. Председатель кабинета министров России Владимир Путин объявил на этой неделе о двух мерах явно популистского толка, нацеленных на выборы 2011 года: самая крупная программа приватизации за последние десять лет и эмбарго на экспорт зерна.
Цель приватизации заключается в преодолении бюджетного дефицита, который, по оценкам экспертов, будет достаточно высоким в ближайшие пять лет, и получении денежных средств для проведения в жизнь социальных программ.
Запрет на экспорт зерновых направлен на то, чтобы не допустить роста цен на основные продукты, поскольку в результате страшной засухи, обрушившейся на Россию этим летом, урожай сократился на одну треть (более 30 миллионов тонн).
В обоих случаях Путин стремится предотвратить рост недовольства среди населения страны. Несколько лет тому назад он заключил негласное соглашение, в соответствии с которым граждане не требуют проведения политических реформ в обмен на последовательное повышение своего уровня жизни.
Однако в последнее время это соглашение не работает, поскольку за прошедшие два года уровень безработицы резко вырос, в то время как инфляция привела к значительному удорожанию стоимости жизни и резкому снижению покупательной способности среднестатистического россиянина.
В регионах спад производства предприятий означает катастрофические последствия для многих городов. Таким образом, фитиль к пороховой бочке социального взрыва поднесён, и коммунисты и непарламентская оппозиция готовы поджечь его в любой момент.
Путин, ещё не подтвердивший, останется ли он во главе правительства или вернётся в кресло главы государства после президентских выборов 2012 года, не может допустить, чтобы его популярность продолжала падать. Сейчас его рейтинг находится на одном из самых низких значений со времени прихода к власти в 2000 году.
Популистская кампания стартовала в августе этого года, когда лесные пожары уничтожили миллион гектаров леса и целые населённые пункты. Тогда действующий премьер-министр совершил ряд поездок в пострадавшие от разгула стихии районы, которые были скорее эффектными, чем полезными.
Как явствует из сообщений средств массовой информации, до конца нынешнего года Путин подпишет обширную программу приватизации, самую крупную с конца прошлого века, охватывающую порядка тысячи государственных активов стоимостью 42 миллиарда евро.
Столько лет первого президента России Бориса Ельцина обвиняли в распродаже государственных богатств тому, кто предложит большую цену, и вот теперь Путин прибегает именно к приватизации для того, чтобы свести дебет с кредитом.
Государство значительно усилило своё присутствие в крупных корпорациях после беспорядочной приватизации государственных активов, проведённой после распада Советского Союза в 1991 году.
Первая волна приватизации привело к массовому обнищанию населения и созданию нового класса богатых людей, более известных как олигархи, которые взяли под свой контроль основные производственные мощности страны.
Ныне, среди наиболее привлекательных предложений программы приватизации следует отметить 15% акций самой крупной российской нефтяной компании «Роснефть» и 25% акций Российских Железных Дорог (РЖД).
Российские власти также намереваются выставить на продажу до конца года 10% акций Внешторгбанка (ВТБ) «по меньшей мере за 3 миллиарда» долларов. Эта сделка только что получила одобрение премьера Путина.
Кроме того, будут выставлены на продажу по меньшей мере 9,3% акций Сбербанка, в котором Центральному Банку России принадлежит 60,3% долевого участия.
Вице-премьер Игорь Шувалов пояснил, что процесс приватизации продлится несколько лет и что в отдельных случаях государство может отказаться от сохранения контрольного пакета акций.
На этой неделе Путин также подписал распоряжение правительства о продлении до 1-го июля 2011 года эмбарго на экспорт зерновых.
«Пока что придётся отказаться от экспорта зерновых. Приоритетом должны стать стабильность нашего внутреннего рынка и запасы кормов для скота», указал он.
Предпринятая мера, вызвавшая обеспокоенность на международных рынках, распространяется на пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу, на пшеничную и ржаную муку, но не затрагивает экспорт риса.
Напрасно сельскохозяйственные профсоюзы обращались к правительству с просьбой не вводить запрет. Страны–импортёры начали поиск альтернативных поставщиков, а производители предупредили о немедленном повышении цен на продукты питания.
Путин подтвердил, что в этом году урожай составит 60 миллионов тонн, то есть на 37 миллионов тонн меньше, чем в 2009 году, когда было собрано 97 миллионов, однако исключил вероятность импорта зерна.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, потребности страны составляют 77 миллионов тонн, в то время как государственные запасы зерна равны 26 миллионам.
Сопоставляя все эти цифры, аналитики приходят к выводу о том, что Россия могла выполнить контракты по экспорту зерна, но Путин предпочёл не рисковать.
Премьер-министр признал, что правительству пришлось выделить большое количество денежных средств на поддержку производителей сельхозпродукции, поскольку только так можно было избежать резкого скачка цен на хлеб и муку.