Первый заместитель начальника объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) российский генерал-полковник Анатолий Ноговицын заявил, что подчиненные ему международные силы скоро начнут получать на вооружение водометы, травматическое оружие, слезоточивый газ и светошумовые гранаты.
Эти средства относятся к так называемому оружию нелетального действия. До сих пор во всем мире таковым обладали лишь полицейские подразделения и спецслужбы. При этом коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ состоят из обычных мотострелковых батальонов, главная задача которых - отражение внешней угрозы. Но танковые колонны водометами не разгоняют. Тогда для чего распихивать по оружейным комнатам мотострелков экзотические для любой армии средства поражения?
Эта публикация на российском интернет-сайте «Свободная пресса» была замечена не многими и на мой взгляд незаслужено. Автор публикации считает, примером возможного применения армии в полицейских целях может быть ситуация, похожая на события в Киргизии летом этого года. Тогда лидер «революционеров» Роза Отунбаева неоднократно обращалась к российскому руководству помочь в подавлении межнациональных столкновений на юге Киргизии, но в ответ получила лишь согласие прислать наблюдателей и инструкторов.
Но прежде интересно посмотреть на эту странную структуру ОДКБ, которую и в шутку и всерьез называют российским аналогом НАТО, хотя понятно, что именно НАТО создавалось как политическая организация, наделенная военными полномочиями противостоять только внешним угрозам стран северо-атлантического союза, которые угрожают стабилизации европейских стран. ОДКБ также называют организацией нищих, объединяющих страны, политически лояльных России, но не обладающих ресурсами, способными одинаково влиять на развитие и применение сил ОДКБ. На самом деле силы ОДКБ никогда и не применялись, кроме участия в военных учений в разных странах, входящих в эту организацию.
История ОДКБ начинается 15 мая 1992 года, когда несколько стран – Армения, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Россия подписали Договор о коллективной безопасности. Через год к договору присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. Но присоединение к Договору ничего не изменило ни в Грузии, ни в Азербайджане, и «эффективность» этого Договора была понятна изначально, когда началась оккупация Азербайджана, не только Карабаха, но и нескольких прилегающих районов. Так же как и в Грузии, где Россия поддержала сепаратистов в Абхазии и Цхинвальском регионе.
Действие договора было рассчитано на пять лет, поэтому, когда в 1999 году президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.
ГУАМ был создан четырьмя странами – Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией в том же 1999 году, и хотя в коммюнике о создании говорилось только о консультативной форме взаимоотношений, было понятно, что эти страны создают объединения исключительно для осуществления экономических проектов. После присоединения Узбекистана аббревиатура организации была расширена до пяти букв – ГУУАМ.
Правда, уже в 2002 году президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о намерении выйти из ГУУАМ и через три года, в 2005 году он сделал это официально. И хотя официальные объяснения по поводу этого шага были исключительно связаны с «географическим положением», причиной могли стать Баткентские события 1999 и 2000 годов, когда Узбекистан неожиданно столкнулся с внешней угрозой. Ислам Каримов под давлением России вернул страну в ОДКБ.
Но уже в 1999 году Узбекистан опять заявил, что считает нецелесообразным свое нахождение в этой организации, когда на саммите в Москве была озвучена идея создания Коллективных миротворческих сил (КСОР). Помимо Белоруссии, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан. И хотя Александр Лукашенко позднее подписал документ о создании КСОР, тем не менее, отказался посылать свои военные подразделения для участия в учениях, проведенных в Казахстане.
После того, как ОДКБ отказалось принять участие в подавлении волнений в Кыргызстане, президент Беларуси подверг резкой критике организацию. Но, кажется, сделал он это по привычке, обостряя свои отношения с Кремлем, особенно после «молочной войны», начатой Россией, отказавшейся покупать белорусские молочные продукты. Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии).
Сейчас Коллективные миротворческие силы ОДКБ состоят из пяти стран-членов – России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Армении. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии. В последнее время в качестве наблюдателя этой структуры заявил свое участие Иран.
По существу, ОДКБ в настоящее время сконцентрировала свое внимание исключительно на Центрально-азиатском регионе, а Армения – традиционный партнер и союзник России, находится в организации, представляя потенциальную угрозу для Азербайджана и в какой-то степени для Грузии. Но реально на Кавказе ОДКБ вряд ли сможет осуществлять свои операции, поскольку формально ее силы дислоцированы в Центральной Азии. К тому же, вряд ли члены организации дадут свое согласие на проведение каких-либо военных операций вне зоны влияния ОДКБ, в отношении стран не участниц этой организации.
Для чего тогда создаются подразделения ОДКБ с полицейскими функциями? Если не вдаваться в подробности применения подобных сил, то ответ простой – для защиты режимов стран-участниц. По существу, это вмешательство во внутренние дела на основании договора, противоречащие конституциям этих стран. Формально президенты этих стран могут обратиться за помощью, пригласить полицейские подразделения, но в странах Центральной Азии, благодаря сталинской нарезке границ, осуществление операций по подавлению межнациональных столкновений рано или поздно превратятся в межгосударственные, как это могло случиться летом этого года.
До сих пор никто не может дать внятного объяснения тому, что произошло в южных областях Кыргызстана летом этого года, когда в столкновениях между узбеками и кыргызами погибло более ста человек, а некоторые журналисты утверждали, что этими столкновениями кто-то руководил извне.Вряд ли спустя 10 лет после предыдущих событий можно было ожидать такого кровавого развития, много раз в Оше люди говорили мне, что очень боятся возобновления того, что происходило в июне 1990 года. Тем не менее, это опять случилось.
Если рассматривать логику событий этого года, то она позволяет сравнивать с баткентскими событиями 1999 года, когда два десятка людей, назвавших себя членами Исламского движения Узбекистана были обнаружены на юге Киргизии и оказали яростное сопротивление кыргызской армии. Позднее в операции против них приняла участие военная авиация Узбекистана. Именно те события заставили Узбекистан вернуться в ОДКБ и выйти из состава ГУУАМ.
И сейчас представители узбекской диаспоры требовали президента Узбекистана вмешаться в конфликт, защитить их от кыргызов. Если бы это произошло и Ислам Каримов ввел войска в Киргизию, то вряд ли бы можно было предотвратить этот конфликт, которые бы быстро превратился в войну двух государств. И это была бы скоротечная война, поскольку армия Узбекистана превосходит по своей мощи кыргызскую в несколько раз. Единственное, что предпринял Узбекистан – открыл границу для беженцев – женщин, детей и стариков.
Готова ли Россия участвовать в таких конфликтах? Для этого, собственно, и создана ОДКБ и ее Коллективные силы оперативного развертывания, которые согласно ратифицированному договору «будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
В Уставе ОДКБ ее задачи прописаны таким образом: «Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам». Расплывчатость формулировки очевидна: что значит защита «независимости»? От внешнего врага? Или от внутреннего?
Тогда при чем тут внутренние конфликты, во время которых предполагается применять новые полицейские подразделения. И только ли во время межнациональных столкновений? Значит ли, что ОДКБ готова будет принимать участие в разгоне массовых выступлений оппозиции против властей своих стран? Потенциально все страны, входящие в ОДКБ, в разной степени, это – зоны риска социальных и политических волнений. В первую очередь, Киргизия, Таджикистан и сама Россия. Развитие событий не исключает массовые волнения и в Казахстане, и в Армении, хотя и в меньшей степени.
По крайней мере, военный аналитик, генерал Леонид Ивашов не скрывает таких опасений. Правда, в его словах это звучит как необходимость: «Появление его в подразделениях ОДКБ, основу которых составляют наши солдаты и офицеры, будет означать, что началась переориентация армейских структур на борьбу с резко растущими в последнее время протестными настроениями на постсоветском пространстве. Эти настроения спровоцировали недавнюю резню в Киргизии, элементы гражданской войны мы видим в Таджикистане. Не все спокойно и в России. Посмотрите, что произошло на Дальнем Востоке. Молодые ребята, уже прозванные приморскими партизанами, взялись за оружие, чтобы бороться против существующих порядков. А взгляните на Северный Кавказ. Несмотря на успокаивающие заявления директора ФСБ, там очень тревожная обстановка. Ряды боевиков постоянно пополняются. Клановость власти и бедность населения в тех краях сильно облегчают работу агитаторам бандитов. Ни в одной из перечисленных республик властно-олигархические элиты не служат своему народу. Наоборот – грабят его. Это вызывает все возрастающее сопротивление простых людей. Милиция с ним уже не справляется. Собираются привлекать военных к возможному силовому противодействию. Все катится к этому».
Однако в создании полицейских подразделений есть и еще одна опасность. Согласно 7 статье Устава ОДКБ, «Государства-члены принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами». Возможно ли принятие в ОДКБ Абхазии и Цхинвальского региона, если Россия предпримет усилия, чтобы разместить там полицейские силы в случае, если часть населения будет выражать недовольство?
Формально – нет, поскольку Абхазию и Цхинвальский регион не признал никто из членов ОДКБ, кроме России. Но что мешает России создать ситуацию, подобной той, которая была с 1992 года, когда миротворческие силы СНГ начали осуществление свои операции в Абхазии и Цхинвальском регионе? Официально это были силы СНГ, но на деле – только российские. Сейчас это могут быть Коллективные силы ОДКБ, приглашенные по просьбе де-факто властей Сухуми и Цхинвали.
В любом случае, создание полицейских подразделений ОДКБ иначе как имперскими амбициями назвать сложно. Укрепление и поддержка властей стран – союзников России с помощью военных имеет и последствия, но в Кремле к этому относятся, как всегда. Как в Афганистане, Вьетнаме, Никарагуа и во многих других странах, куда направлялись войска для выполнения «интернационального долга». Только сейчас это больше напоминает имперскую истерию.