Когда я впервые приехал в Россию в 1993 году, все знали, что я иностранец – благодаря моим туфлям. В то время большая часть россиян все еще носила низкосортную обувь из искусственной кожи без шнурков, которая господствовала в советском мире моды. Но с того времени Россия быстро продвинулась вверх по обувной пищевой цепочке.
Хорошие туфли стали одним из первых предметов импорта, завезенных новоявленными коммерсантами в Россию, наряду с более заметными вещами, такими как туалетная бумага и джинсы. Компьютеры и чемоданы после падения "железного занавеса" также стали одними из первых новых для России предметов. Россия существенно отставала в технологической гонке, и поэтому начала лихорадочными темпами закупать компьютеры целыми контейнерами. Представитель компании Delsey, производящей чемоданы и сумки, объяснил свой приезд в Россию в начале 90-х следующим образом: "Люди обычно покупают чемоданы раз в жизни, поэтому нам надо действовать быстро".
Когда к власти в 2000 году пришел Владимир Путин, многое стало меняться по-настоящему, поскольку доходы людей выросли десятикратно. А появление в стране в 2001 году потребительского кредитования означало, что россияне могут теперь умножить свои зарплаты, покупая вещи под проценты, выплачивать по которым придется еще непонятно когда. И люди оторвались по полной, скупая все – от огромных плазменных телевизоров до крошечных мобильных телефонов, которых они вожделели долгие годы.
А затем они перешли к покупкам покрупнее. Произошел взрывной рост продаж автомобилей. Ведущая компания по реализации автомашин "Рольф" (стоимость компании – 6 миллиардов долларов) сообщает, что объемы продаж у нее уже вернулись на докризисный уровень. Объемы выдаваемых ипотечных кредитов с этого лета удваиваются каждый месяц.
Благодаря кризису инвесторы обращают все более пристальное внимание на развивающиеся рынки, и Китай привлекает их больше всех. Тому есть основания: Китай побил всех по весьма простому показателю. Россия - это третья в мире страна по резервам центробанка, которые составляют 480 миллиардов долларов. Однако это мелочь по сравнению с китайскими 2,5 триллиона долларов. Но больше всего в глаза бизнесменов бросается показатель численности населения Китая, составляющий 1,3 миллиарда человек (в России всего 142 миллиона), а также 10-процентные темпы роста ВВП (В России в этом году они составят примерно 4,5 процента).
Однако в таком масштабном сравнении из виду упускается одна важная деталь. В Китае больше всех народу, но сколько там реально потребителей?
Что скрывается за цифрами
Задумайтесь над следующими очень разными показателями. Средний класс в России составляет до 68 процентов населения. Это данные инвестиционной компании "Тройка Диалог" (как говорят другие аналитики, оценка эта завышена). В то же время в Китае средний класс составляет всего 13 процентов. Доходы на душу населения в России составляют около 12000 долларов в год, а в Китае менее 4000 долларов. Живущих за чертой бедности людей в России 13 процентов (около 18,5 миллиона человек), а в Китае, по некоторым оценкам, целых 50 процентов (то есть, 600 миллионов).
Количественные данные по среднему классу и бедности часто оспариваются, но точные цифры не так уж и важны (по крайней мере, для целей нашей статьи). Дело в том, что в России определенно существует крупный класс потребителей, не уступающий китайскому. Что еще важнее, подушевые доходы в России растут в два-три раза быстрее, чем у ближайшего конкурента (Бразилия), во много раз опережая показатели Китая и Индии.
Выражусь проще: Россия - это промышленно развитая страна высокообразованных людей, которая быстро сближается с европейскими государствами одного с ней уровня. В то же время, Китай (а также Индия и в меньшей степени Бразилия) - это, в основном, сельскохозяйственная страна, где налицо массовая бедность населения. Причина столь быстрого роста Китая и Индии заключается в том, что они находятся в самом начале процесса наверстывания, в то время как Россия – в середине. Большинство китайцев до сих пор носит резиновые шлепанцы, а большая часть россиян уже предпринимает попытки купить новую квартиру.
Конечно, численность населения Китая говорит о том, что в перспективе он в этой гонке победит, поскольку большая часть этих нищих крестьян начнет пользоваться телефонами, сядет за руль автомобилей, переедет в города и будет смотреть телевидение. Но пока, если вы хотите продать что-то дороже обуви, достаточно зажиточный средний класс России побьет Китай по объемам покупок. Лишь через несколько поколений китайцы сократят этот разрыв в доходах. По данным Всемирного банка, в 2050 году среднестатистический россиянин будет все еще в два раза богаче среднестатистического китайца.
И если комментаторы фокусируют свое внимание на макроэкономических показателях развивающегося мира, для бизнеса важнее микроэкономические цифры. И что по-настоящему поражает в этом плане, так это то, что российские потребители уже начали составлять конкуренцию своим коллегам на Западе.
Флагманы московской торговли – шведский магазин по продаже мебели "Икеа" и французская сеть супермаркетов "Ашан" – сегодня дают наибольшую прибыль и объемы продаж своим материнским компаниям. Это данные AC Nielsen. А если посмотреть на другой конец шкалы показателей, то мы увидим, что в США сегодня в бедности живет больше людей, чем в России: уровень бедности в России в июне снизился до 13,7 процента от общей численности населения и тенденция снижения сохраняется; а в США в конце 2009 года в бедности жило 14,3 процента населения, причем это число по-прежнему растет. Будь вы бизнесменом, на каком рынке вы стали бы вкладывать свои деньги?