Тотальному «огосударствлению» путинских лет пришел конец: Россия встает на другой курс. 20 октября правительство одобрило масштабную приватизационную программу, которая стала крупнейшим проектом такого рода с момента падения коммунистического режима.
Западные банкиры и промышленники пристально следят за развитием событий. Перспективы крайне заманчивы. Государство намеревается частично приватизировать 900 предприятий, причем далеко не из последних рядов: «Роснефть» (крупнейшая нефтяная компания), Сбербанк (крупнейший банк страны по активам и кредитам, на 60,3% принадлежит государству), ВТБ (второй по величине банк, 85% у государства), «Совкомфлот» (морской транспорт), «РусГидро» (на втором месте в мире по производству энергии на ГЭС после Hydro-Québec), РЖД (85 500 км путей).
«Роснефть» готова уступить 15% своих акций, РЖД – 25%, «Совкомфлот» – 50%. Сбербанк намерен расстаться с 9% капитала (3-4% появятся на бирже), что по нынешней рыночной стоимости принесет ему 6,5 миллиарда долларов. К 2015 году правительство даже готово потерять контроль над «Роснефтью», значительная часть активов которой ранее входила в состав покойного ЮКОСа (его хозяин Михаил Ходорковский поменял положение богатейшего человека России на статус самого знаменитого в стране заключенного).
Выпустив на рынок часть принадлежащих государству ценных бумаг, правительство надеется заработать к 2015 году 42 миллиарда евро, чтобы покрыть существенный дефицит бюджета (5,3% в 2010 году). В 2009 году, впервые за последние десять лет бюджет России оказался в красной зоне. И останется там еще на пять ближайших лет. Кроме того, с учетом грядущей предвыборной гонки (парламентские выборы в декабре 2011 года и президентские в марте 2012 года) эти расходы станут еще больше. Правительство прекрасно понимает это и пытается собрать 3 миллиарда долларов с помощью рублевого госзайма. Россия отчаянно нуждается в наличности и не только в ней.
По словам вице-премьера Игоря Шувалова, сокращение дефицита бюджета не является основополагающим фактором. Серьезно пострадав от кризиса после десяти лет обеспеченного кредитами и нефтедолларами экономического роста, Россия осознала отсталость своей промышленной инфраструктуры, недостаточность текущего объема иностранных инвестиций чрезмерную зависимость от экспорта сырья. Модернизация или смерть – такова текущая обстановка в стране.
«Дело в том, что в экономике складывается очень большая диспропорция. Тенденция огосударствления возникла до кризиса, а потом массированно проявилась в кризис. Производство ВВП в госсекторе превышает 50%. Это не та ситуация, которая характерна для модернизируемой рыночной экономики», - рассказал в интервью изданию «Коммерсант» председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс.
В отличие от других стран группы БРИК (Бразилии, Индии и Китай) в России ощущается существенная нехватка прямых иностранных инвестиций. Страна очень привлекательна с точки зрения промышленности, инвестиции приносят большой доход, однако бизнесмены наталкиваются на целый ряд серьезных проблем: коррупцию, разрушение инфраструктуры, нечестную конкуренцию и недостаток высококвалифицированных кадров. Во всяком случае, именно это следует из итогов прошедшей 18 октября последней сессии консультационного совета по иностранным инвестициям.
Стране потребуется реформировать «государственный аппарат и юридическую систему, чтобы обеспечить равные конкурентные условия для всех инвесторов», говорится в недавнем отчете Международного валютного фонда. Приватизации открыли для этого прекрасную возможность. «Президент и премьер-министр осознают, что без иностранных инвестиций и опыта Россия не сможет претендовать на место среди великих держав. Сегодня мы видим настоящее политическое стремление улучшить инвестиционный климат, культуру предпринимательства и прозрачность бизнеса», - говорит Андрей Гольцблат из юридической фирмы Goltsblat BLP.
Премьер-министр Владимир Путин использует для этого любые средства. 5 октября он стал звездой форума «Россия зовет!», который провел в Москве ВТБ для привлечения иностранных инвесторов. Все шло как по маслу, пока одна немецкая участница не спросила у него, может ли он гарантировать то, что ее потенциальная инвестиция в Россию не повторит судьбу ЮКОСа.
ЮКОС был крупнейшей частной компанией страны до раздела Кремлем в пользу государственных нефтегазовых мастодонтов «Роснефти» и «Газпрома». Бывший хозяин предприятия Михаил Ходорковский уже получил в 2005 году восемь лет тюрьмы за налоговые махинации, но недавно вновь предстал перед московским судом по второму обвинению, в результате чего ему может грозить еще 14 лет за решеткой.
Срок вынесения приговора все ближе. Понимает ли Кремль, какой это будет сигнал для инвесторов? «Это дело судебное, не буду вмешиваться, но у этого человека кровь на руках», - ответил «лидер нации».