В начале этого года прошедшие на Украине выборы привели к смене власти в Киеве, и многие, судя по всему, решили, что Европа и Америка «потеряли» Украину и что плоды побед на демократическом фронте, одержанные «оранжевой революцией», скоро будут потеряны. Но прошло несколько месяцев, и стало ясно, что подход у нового правительства Украины более прагматичен, а ориентированность на реформы более сильна, чем казалось большинству наблюдателей. Если Запад сможет организовать правильную политику, то масштаб перемен, которые можно устроить посредством политики «заинтересовывания», всё ещё довольно значителен.
Что новый президент Виктор Янукович будет лишь ширмой, прикрывающей интересы России, — это представление всегда основывалось на грубом непонимании украинской политики. Несмотря на то, что электоральная база его партии приходится преимущественно на русскоязычные регионы, фактор языка значит существенно меньше, чем кажется. В силу ряда причин экономического и политического характера Янукович и его сторонники сохраняют приверженность независимости Украины в той же мере, что и большая часть остального населения страны.
Таким образом, его решение улучшить отношения с Россией, отменив планы по вступлению в НАТО и продлив срок аренды Черноморскому флоту, не следует рассматривать как попытку вернуться на орбиту Москвы. На самом деле оно отражает чисто прагматическое решение: Украина, находясь посередине между Европейским Союзом и Россией, нуждается в хороших отношениях с обоими соседями. Следует отметить, что, приводя свой внешнеполитический курс обратно в положение баланса, Янукович отклонил предложение России совместно управлять системой снабжения газом Украины, а также высказывался о желании расширить экономическую интеграцию с ЕС.
Тому, что Украины перестанет быть потенциальным театром геополитической конкуренции, Евросоюз должен радоваться. Если бы удалось сформировать зону свободной торговли между ЕС и Украиной, на что есть надежды, то она сможет оказывать больше влияния на Россию, если это будет делаться украинским правительством, которое не будет считаться враждебным по отношению к российским интересам. Пока Россия ищет свой собственный путь к экономической модернизации, процветающая Украина смогла бы помочь Москве преодолеть своё представление о том, что экономические и политические реформы подразумевают ещё и опасный с культурной точки зрения процесс вестернизации.
Украина перенесла мировой экономический кризис едва ли не тяжелее всех, но уже восстановилась и снова переживает период рост. Глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Канн (Dominique Strauss-Kahn) недавно похвалил страну за улучшение фискального положения, укрепления финансовых институтов, повышение самостоятельности центрального банка и модернизацию энергетического сектора. Похоже, что настроение рынка следует за улучшением кредитного рейтинга и успешным выпуском двух серий облигаций. Сейчас необходимо принять меры и провести такие структурные реформы, которые требуются для будущей зоны свободной торговли. Недавно принятое государством решение об отстранении государственных чиновников от процесса выдачи лицензий говорит о том, что начинается и борьба с коррупцией.
Многие из поддерживаемых МВФ реформ стали возможными благодаря тому, что институты украинского государства, судя по всему, начали функционировать несколько лучше, чем в ряде случаев в недавнем прошлом. Решение об аннулировании конституционных реформ 2004 г. и возвращении к президентской форме правления было воспринято Западом как шаг назад, но на самом деле благодаря этому снизилась вероятность захода страны в политический тупик. Конечно, опасность перехода к авторитарному правлению игнорировать не нужно, особенно учитывая историю страны. Однако нет никаких принципиальных причин, по которым государство при его нынешнем устройстве не может сочетать эффективность работы с подотчётностью, как это происходит в демократических странах Европы. Главное здесь — сохранение системы разделения властей и системы многопартийных выборов, открытых и основанных на конкуренции.
Президент Янукович настаивает, что его правительство намерено с уважением относиться к европейским демократическим нормам, тогда как оппоненты его говорят, что он подрывает политические свободы в преддверии местных выборов. Навлёк на себя критику и новый закон о выборах, ранние версии которого представлялись чрезмерно жёсткими. Но самая воодушевляющая реакция со стороны Украины — это то, как она готова прислушиваться к проблемам оппозиционных партий и международных наблюдателей и что-то менять. К примеру, было снято требование, согласно которому до выборов не допускались партии, зарегистрированные менее чем за год до этого, и теперь у избирателей будет больше выбора, а сами выборы станут более конкурентными.
Конечно, мы должны подождать, прежде чем увидим, как предстоящие выборы пройдут на практике. Одна из позитивных мер, вводимых новым законом, — это повышение роли независимых наблюдателей на выборах. Вкупе с тем, что государство разрешило присутствовать на выборах ещё большему количеству международных наблюдателей, это будет означать, что местные выборы, по крайней мере, подвергнутся более тщательному наблюдению.
ЕС должен донести до Украины, что её усилия по модернизации экономики и более тесной интеграции с остальной частью Европы должны быть неразрывно связанными с приверженностью демократии и правам человека. Деловая элита Украины, представители которой способствовали приведению к власти нынешнего правительства, понимает, что будущее Украины связано с превращением её в часть общего европейского рынка. Это даёт ЕС возможность помогать Украине что-то менять там, где это нужно. Эту влиятельность мы должны применить с усиленной сосредоточенностью.