За полгода до выборов эстонская общественность в очередной раз озаботилась качеством инфополя, в котором произрастает потенциальный русский электорат. Вроде бы, хотят как лучше, однако, тональность высказываний заставляет опасаться, что получится - как всегда.
В высказываниях старейшины Ида-Вирумаа Рихо Брейвеля и министра внутренних дел Марко Померантса вроде бы нет ничего обидного. Если не обращать внимания на то, что эстонские чиновники - возможно, сами того не замечая - продолжают говорить о местных русских как бы со стороны, рассматривая их, то есть, нас, как некую диковинную зверушку в вольере местного национального зоопарка.
Ни старейшине, ни министру как будто и в голову не может прийти, что не принадлежащее к образующей это государство нации меньшинство способно самостоятельно вычленить из поступающей информации правду. Точно так же, как изначально не подвергается сомнению качество и правдивость информации, которую потребляет произрастающая в эстонском информационном поле часть населения.
Возможно, такой подход менее оскорбителен, чем автоматическое причисление всех не относящихся к эстонской нации жителей страны к пятой колонне, продолжению волосатой путинской руки или просто к тиблам-недоевропейцам. Однако и за вроде бы дружелюбными высказываниями чиновников слышится привычный мотив: не родившийся эстонцем изначально неполноценен и посему нуждается в том, чтобы его учили и направляли.
Не имеет смысла рассуждать о том, насколько качественную и объективную информацию способны предоставить нам средства массовой информации на эстонском языке или официальные рупоры, готовность стать одним из которых выразил Померантс. Вопрос в другом: если представители этого государства продолжают относиться к части населения как к некоему чужеродному явлению, сможет ли эта часть населения стать полноценной частью этого государства.
А ведь именно к этому, если верить их заявлениям, и стремятся озабоченные качеством русского инфополя чиновники.