Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Глюксманн взывает из глубины к европейскому духу

Разочаровавшись в Саркози, Глюксманн обрушился на Хайдеггера

Французский философ Андрэ Глюксман
Французский философ Андрэ Глюксман
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сторонник президента Николя Саркози в 2007 году, когда бывший министр внутренних дел, как говорили, поддерживал борьбу за права человека, французский философ Андре Глюксманн никогда не менял своих взглядов. И именно поэтому сегодня он больше не поддерживает Саркози, считая, что он «сильно изменился». Он всегда в первых рядах противников слишком снисходительной европейской политики, нарушающей свои собственные демократические принципы и принципы свободы личности.

Сторонник президента Николя Саркози в 2007 году, когда бывший министр внутренних дел, как говорили, поддерживал борьбу за права человека, французский философ Андре Глюксманн никогда не менял своих взглядов. И именно поэтому сегодня он больше не поддерживает Саркози, считая, что он «сильно изменился». «Президент продает боевые корабли-амфибии России. Речь идет о продаже оружия государству, которое убило 200 тысяч чеченцев, общее население которых насчитывает миллион, - объясняет философ. - Это не мелочь. Это действительно тяжелое преступление. Сегодня Саркози глубоко переменился не только по отношению к России, но и по отношению к цыганам».

Глюксманну 62 года, в 1968 году он выступал с воинственными маоистскими лозунгами, а сегодня он один из самых ярых борцов за права человека. Он всегда в первых рядах противников слишком снисходительной европейской политики, нарушающей свои собственные демократические принципы и принципы свободы личности. Несмотря на то что он философ, вся его жизнь проходит в борьбе. И это заметно. Когда он отвечает на вопросы, он горячится, часто повышает голос, чувствует себя оскорбленным в личном плане в спорах, которые многие аналитики могут вести хладнокровно. Вопрос о правах человека для него — глубоко внутренний, захватывающий, всеобъемлющий и влечет за собой постоянное противоборство с многочисленными врагами: диктаторами, интеллектуалами, находящимися у них на службе, равнодушными демократическими правительствами, политологами- «реалистами», которые кичатся своим цинизмом, считая его особой мудростью. Глюксманн считает, что все они объединяются  под знаком философии Мартина Хайдеггера, философа-нигилиста, который  поддержал национал-социализм и никогда в этом не раскаялся. Он умер в своей постели после успешной жизни. Он противопоставляет ему Сократа, отца западной мысли, который сражался против всяческих догм и в конце концов был вынужден покончить с собой. По мнению Глюксманна, к последователям Сократа относятся все диссиденты, борцы за свободу как в Восточной Европе, так и в Китае. «Два пути в философии» - так называется последнее произведение Глюксманна, вышедшее в издательстве «Spirali”.Этими двумя путями и шли, по мысли Глюксманна, Сократ и Хайдеггер. Это эссе представляет собой «интеллектуальное завещание» французского философа.

- Андре Глюксманн, Вы жаловались, что французская политика невнимательна к правам человека, особенно это относится к России. Но есть ли европейская страна, которая не ведет подобной политики по отношению к восточному колоссу?

- Да, например, все балтийские страны, потому что они испытали на своей шкуре диктаторский режим, который установили русские. Что касается политической элиты других западноевропейских стран, то там в основном преобладает равнодушное отношение к чужим проблемам. Они ничего не делают для народов, живущих при диктаторских режимах. Равнодушие — вот основная тенденция, объединяющая бывших марксистов, правых и молодых экстремистов. Практикуется хайдеггеризм, то есть нигилистическое признание права более сильного. Именно против этой тенденции направлена моя книга, потому что я считаю, что именно мысль Хайдеггера лежит в основе этого бессилия, этого бездействия, этого приятия зла.

- Барак Обама, президент Соединенных Штатов, был избран на волне лозунга защиты прав человека. С тех пор прошли два года, как бы Вы оценили сделанное им?

- Я не американец и не отвечаю за то, что делает президент Соединенных Штатов. Есть вещи, которые я одобряю, например, реформу здравоохранения. Но у меня нет никакого мнения по отношению к его внешней политике, потому что внешней политики Обамы не существует. Есть только слова, а не действия.

- По Вашему мнению, философия Хайдеггера хорошо отражает дух нашего времени?


- Да, это преобладающее настроение политической элиты. Но мы видим, что все еще силен и сократизм, который благодаря действиям диссидентов радикально преобразил лик Европы. Еще в середине прошлого века в Западной Европе все еще частично доминировал фашизм: в Португалии, Испании и Греции. А вся Восточная Европа была подчинена советской империи. В наши дни во всей Европе царит демократия, явившаяся плодом гигантской революции, которую нельзя недооценивать.

- Вам не кажется, что сегодня последние революции на Украине и в Грузии закончились? На Украине полным ходом идет «реставрация», а ситуация в Грузии по меньшей мере нестабильна...


- Это две различные ситуации, закончившиеся по-разному. Это не единая тенденция. Пророссийская реставрация на Украине действительно происходит, потому что мы, европейцы не помогли ее гражданам. Украинцы постоянно просили нас принять их в Европейский Союз и в НАТО. В Грузии ситуация нестабильная, потому что русские хотят свалить Саакашвили, который по праву считается демократом, он боролся с коррупцией, он был демократически избран, причем выборы были признаны свободными и открытыми по заключению как европейских, так и американских наблюдателей. Следовательно, нет никакого изменения тенденции в народной поддержке, а есть попытка со стороны России опрокинуть демократию. Это ей удалось сделать на Украине, и она постоянно пытается навредить и Грузии. Россия не хочет никаких демократических революций. Конечно, мы говорим о России Медведева и Путина, а не о России таких русских, как Анна Политковская, которая была моим другом и была убита вместе со многими другими диссидентами.

- Но сегодня инакомыслие, оставленное Западом и подавляемое на Востоке, имеет какой-либо шанс на успех?

- История диссидентства в Восточной Европе полна поражений. В период от восстания рабочих в Берлине в 1953 году и до падения Берлинской стены в 1989 году мы наблюдали длинную серию потерпевших поражение революций: в Берлине, в Будапеште, в Праге, в Варшаве, на площади Тяньаньмэнь. Поражение следовало за поражением, однако мы стали свидетелями стратегической победы по всей Европе. Это непрерывная революция. Она касается также и Китая. Недавно была присуждена Нобелевская премия мира Лю Сяобо, подписавшему Хартию-08, в которой он потребовал демократических реформ. Составляя эту хартию, он вдохновлялся Хартией 77 Вацлава Гавела и чехословацких диссидентов. Таким образом, движение, которое преобразовало Европу, унаследовано на дальнем востоке китайскими диссидентами.

- Американские неоконсерваторы хотели экспортировать демократию и были прокляты. Что Вы об этом думаете?


- Неоконсерваторы представляли собой всего лишь группу людей, стоявших у власти, которые определяли политику Джоржа Уокера Буша в течение пяти или шести лет. Мы не можем рассматривать это как философское движение, в лучшем случае как политическую группу.

- А что Вы думаете о реалистах, понимаемых как аналитики международных отношений, которые не считают права человека важной составляющей?

- Я боролся с этим типом реалистов всю мою жизнь. Французские реалисты, с которыми я работал, говорили: советская империя — это серьезная и прочная структура, а диссиденты вроде Солженицына или Сахарова всего лишь бедные мечтатели. А в конце концов кто победил в Европе? Разве правы были реалисты, сторонники «прочной» империи, которая больше не существует? Или же были правы «мечтатели», способствовавшие падению Берлинской стены? Реалист способен предвидеть только на короткий промежуток времени. А в длительном плане всегда побеждала демократия, понимаемая не только как политическая система, но как отношение к высокомерию властных структур.

- Сегодня, однако, больше говорят о китайском экономическом чуде, чем  о возможной демократизации Китая...


- Экономическое чудо само по себе явление положительное. Но вспомним о других двух экономических чудесах первой половины XX века: в Германии и в Японии. Ни одна из этих двух стран не была демократической. Какой же результат? Ни одну из этих стран не вспоминают за их вклад в дело мира, а ровно по противоположным причинам. Именно поэтому, оставляя в стороне китайское экономическое чудо, мы должны обратить пристальное внимание на противников политической власти Китая. Мы должны не упускать из виду тех, кто противостоит наглости Центрального комитета  Коммунистической партии Китая: диссидентов, религиозные меньшинства, Тибет. Именно потому что Китай — великая держава и играет все большую роль в мире, а мы считаем себя реалистами, мы должны признать, что внутри Китая есть важные противники существующей власти. Утверждать, что Китай великая и мощная страна и поэтому может делать все, что хочет, - это не реализм, а близорукость.