Ноябрьский саммит НАТО в Лиссабоне может превратиться в сцену для триумфального шествия российского президента в кожаной куртке Дмитрия Медведева. Загадка в том, что такого сделала Москва, чтобы заслужить этот внезапный всплеск западного духа товарищества. Сценарий не нов: Россия снова возвращается.
Действительно, Медведеву, похоже, удалось погасить прежнее упорное противодействие России американским планам ПРО. Когда администрация Буша впервые выступила с этой идеей, заручившись поддержкой Польши и Чехии, медведевский патрон, а также его возможный будущий соперник Владимир Путин был вне себя от гнева.
Умный Барак Обама снял запал с возражений Москвы и разрядил обстановку, пересмотрев план Буша-Рамсфелда и представив его как никому не угрожающую инициативу НАТО и Европы, а также пригласив к сотрудничеству в этой сфере русских. Похоже, Медведев сегодня готов пойти на такое сотрудничество, хотя в ограниченных масштабах и на неопределённых условиях. Но это все равно значительная победа для Обамы.
Также верно и то, что российская армия в последнее время ни на кого не нападает. Это шаг вперед по сравнению с ситуацией, сложившейся в 2008 году вокруг Грузии. Ненападение на другие страны – такую политику союзники по НАТО определенно поддерживают. Хотя, если нападение осуществляют они сами, это совсем другое дело.
Россия также заслужила расположение, заняв более позитивную чем обычно позицию в вопросах ядерного нераспространения. Недавно она отказалась от поставок ракет в Иран, и насколько известно, поддерживает последний пакет санкций ООН против Тегерана. Ее взгляды и оценки в отношении Ближнего Востока, а также связанных с ним проблем, таких как политика отрицания Сирии, усиление ливанской "Хезболлы", а также стабильность в Ираке и в зоне Персидского залива, начинают напоминать взгляды и оценки Запада.
Совпадение точек зрения также проявляется и в повышенной обеспокоенности по поводу усиления Китая. Москва и Пекин в последнее время ладят, но что будет в более отдаленной перспективе, не знает никто. Как сказал один европейский дипломат, "будущий демографический натиск Китая против России очень важен". Две страны воевали в не столь далеком прошлом – и это было в период, когда они считались идеологическими союзниками.
Москва смотрит не только на восток, но и на юг. "Таковы русские, - заявил европейский дипломат, - нам не нравится их поведение в вопросах соблюдения прав человека, государственного управления, в деле Политковской, в Чечне. Но посмотрите на их мусульманский юг. В России проживает 25 миллионов мусульман. Россия не заинтересована в том, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие. В конечном итоге, им [русским] нужно то же самое, что нужно нам. В конечном итоге, они наши союзники. Мы рады тому, что они приезжают в Лиссабон".
Укрепление единства взглядов на угрозы безопасности 21-го века, включая терроризм и подрывные действия боевиков, это мощный магнит. Рост экономической и финансовой взаимозависимости, прежде всего в энергетическом секторе, это другой фактор, сближающий Европу и Россию.
Видимо, их также сближает ощущение того, что мощь Америки, долгое время являвшейся гарантом свободы Европы и хорошего поведения русских, постепенно ослабевает. Обе стороны думают так: в этом неустойчивом мире лучше дружить с дьяволом, которого ты знаешь, чем с дьяволом, который тебе не знаком. В этом также нет ничего нового. Русская литература 19-го века изобилует спорами о том, является ли Россия европейской страной. Ответ на этот вопрос и тогда, и сейчас остается неизменным: да, является, хотя и весьма своенравной.
Поэтому не исключено, что почести Медведеву оказываются не без оснований. Возможно, звезды на небе, наконец, выстроились правильно, и ожидаемое согласие России усилить помощь натовским действиям в Афганистане станет серьезным признаком будущих улучшений.
Пусть так, но европейским лидерам следует задуматься о двух вещах. Во-первых, США постараются охладить такую пылкую влюблённость Европы и России своими словесными предостережениями, подкрепленными силой и пришпоренными своекорыстным интересом. Мозговые центры, заявляющие о том, что США это уже не европейская держава, забывают, что из американских объятий вырваться невозможно – разве что американцы сами их разожмут.
Во-вторых, если предстоящая натовская вечеринка с чествованием России это неприкрытая попытка поддержать Медведева в предстоящем в 2012 году избирательном сражении с Владимиром Путиным, то такая тактика вряд ли сработает. Путин и кремлевские силовики, обладающие реальным влиянием и властью, народ твердый. Они не отдадут бразды правления добровольно, а Путин не откажется внезапно и вдруг от своего неизбывного недоверия к Западу. Медведев в своей кожаной куртке выглядит круто. Но реальная власть все же у Влада.