Россия заняла 154-е место из 178 стран в рейтинге восприятия коррупции, снизившись по сравнению с прошлым годом на восемь ступенек. Обещанная "война с коррупцией" не дает результатов.
Война с коррупцией - это знаковая составляющая политики российского президента Дмитрия Медведева, и он поставил свою политическую карьеру на то, что одержит верх в этой войне.
При Медведеве думских депутатов и государственных чиновников впервые обязали представлять декларации о доходах, в милиции происходят радикальные перемены, а количество арестов за взяточничество резко увеличилось.
Так почему же Россия получает сегодня более низкие оценки за борьбу с коррупцией, чем прежде?
Последним свидетельством того, что хваленая антикоррупционная кампания Медведева дает сбои, стало исследование берлинской организации по борьбе с коррупцией Transparency International. Ее авторитетный Индекс восприятия коррупции показывает, что Россия сползает вниз в ежегодном рейтинге из 178 стран. Если в прошлом году она занимала в нем 146-е место, то в нынешнем лишь 154-е. Таким образом, она попала в одну компанию с такими государствами как Лаос, Кения и Центральноафриканская Республика.
Россия отстала даже от своих постсоветских соседей. Украина опережает ее на 20 мест, а страна-отшельница Белоруссия идет впереди нее на целых 27 пунктов.
"Да, власти делают громкие заявления о борьбе с коррупцией, но между словами и реальностью есть большое несоответствие, - говорит аналитик из российского отделения Transparency International Антон Поминов, - и это замечаем не только мы. Большинство независимых организаций в своих докладах о коррупции в России сходится в одном: никто не замечает сколь-либо результативных действий".
Программа Медведева
Медведев, ставший президентом в 2008 году, страстно говорит о необходимости "модернизации" промышленной базы России, ее общественных обычаев и привычек, а также политических институтов, заявляя, что без этого в 21-м веке не выжить.
В первую очередь, часто говорит он, надо искоренить повальную культуру взяточничества, злоупотреблений и вымогательства со стороны чиновников. По оценкам экспертов, из-за этого экономика ежегодно лишается более 300 миллиардов долларов.
"Мы в моей стране не привыкли говорить "у нас есть мечта", но это мое политическое видение, - заявил Медведев год назад, выступая перед журналистами и учеными, - [Коррумпированные чиновники] удерживают власть в России. Коррупция имеет системный характер, глубокие исторические корни. Мы должны это искоренить. Битва будет нелегкой, но вести ее надо".
Однако средний размер взятки в этом году резко увеличился. По данным российского Министерства внутренних дел, он вырос с 23 тысяч рублей в прошлом году до 44 тысяч в нынешнем.
За первые девять месяцев текущего года российская милиция завела 35 000 уголовных дел по фактам коррупции. Как говорится в заявлении МВД, это на 17,5 процентов больше, чем за тот же период прошлого года.
"Мы понимаем, что за год преодолеть коррупцию невозможно", - заявил в среду журналистам Александр Назаров, являющийся заместителем начальника департамента экономической безопасности министерства.
Культура коррупции
"У нас есть законы, но они не функционируют, - говорит эксперт по вопросам коррупции из московской Высшей школы экономики Юлий Нисневич, - результаты еще хуже, чем показывают нам цифры. Мы видим, что власти утрачивают контроль. Люди приходят на государственные должности с единственной целью – набить собственные карманы".
По его словам, количество дел о взятках может и увеличивается, но обвинения предъявляют в основном мелким правонарушителям, таким как врачи, учителя и милиционеры из ГИБДД.
"Рыба гниет с головы, - отмечает Нисневич, - как можно рассчитывать на то, что люди, пришедшие к власти в результате коррупции, будут с ней серьезно бороться? И в нашем обществе нет механизмов для исправления положения".
Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян с откровенным недоверием относится к антикоррупционной кампании. 80 процентов считает взяточничество властей одной из главных проблем государства, ставя ее после бедности и безработицы. Таковы результаты опроса, проведенного недавно московским независимым "Левада-Центром".
"Многие люди говорят, что положительно относятся к идее Медведева по поводу борьбы с коррупцией, но мало кто верит, что это удастся сделать, - говорит социолог из "Левада-Центра" Денис Волков, - в прошлом году, когда рассматривалось несколько резонансных дел о коррупции, 71 процент респондентов в одном из опросов сказал нам, что считает данные дела обычным очковтирательством".
Некоторые критики заявляют, что корнем проблемы является централизованная снизу доверху политическая система, которую создал бывший президент и нынешний премьер-министр Владимир Путин.
"Коррупцию обычно плодят авторитарные системы, - говорит Нисневич, - если нет политической конкуренции, прозрачности в бизнесе и активности гражданского общества, то главным способом для решения всех вопросов становится коррупция. Без конкуренции нет никакой надежды на победу над коррупцией".