Михаил Ходорковский в ходе выступления в суде на прениях сторон воспользовался сарказмом. Выражение его лица было серьезным, но тон – ироничным. В тесном зале судебных заседаний, в котором бывшего олигарха уже более полутора лет судят за хищение и незаконную перепродажу миллионов тонн нефти с 1998 по 2003 годы, с момента его показательного ареста, были слышны шутки. Бывший глава частного нефтяного гиганта, компании ЮКОС, в ходе первого судебного процесса уже приговорен к восьми годам тюрьмы за финансовые махинации.
Организатором двух судебных процессов считается Владимир Путин, который таким образом пытался сместить возможного политического конкурента. А также, чтобы разделить ЮКОС в угоду государственной «Роснефти». На этом втором процессе гособвинители просят продлить для Ходорковского срок первого заключения в колонии-поселении в Сибири еще на шесть лет.
Михаил Ходорковский, которому от первоначального срока осталось отбыть еще год, идет на провокации: в ходе выступления он начинает цитировать Владимира Путина. Несколько месяцев спустя после ареста олигарха президент отметил высокий «профессионализм» главы ЮКОСа. Эту фразу самый известный российский заключенный особенно любит произносить из своей стеклянной «клетки» в зале суда, чтобы лучше показать, что ЮКОС – современная компания. Этот ироничный ход сделан в заключении почти трехчасового монолога, который он произносил тоном профессора, старающегося доходчиво и научно объяснить свой тезис. Чтобы нанести еще более сокрушительный удар по обвинительному заключению. «После прочтения этого творения (обвинения и речи прокуроров – прим. ред.) у любого нормального человека создается ощущение полного абсурда», - сыронизировал Ходорковский. В заключительном саркастичном выпаде он бросил вызов судье, который как считается, подконтролен Кремлю: «Я уверен, что вы квалифицированны, и поймете, что все утверждения прокуратуры - это полная ерунда, а полную ерунду вы в приговор переписывать не станете», - сказал Ходорковский.
Примерно пятьдесят сторонников, присутствовавшие в зале заседаний, среди которых были заметны известные оппозиционные и демократические деятели, принялись аплодировать. Несговорчивый судья этот жест не оценил и довольно быстро удалился. Приговор будет оглашен в течение ближайших недель.