В преддверии саммита канцлера Германии Ангелы Меркель, французского президента Николя Саркози и президента Дмитрия Медведева, прошедшего на прошлой неделе во французском приморском городе Довиле, в американских средствах массовой информации зазвучала озабоченность по поводу того, что три лидера будут обсуждать структуру европейской безопасности, исключив из дискуссии США. Это трио государств договорилось в 2003 году о том, чтобы расстроить планы вторжения США в Ирак, лишив Америку поддержки в Совете Безопасности ООН. Не объединят ли они свои усилия снова, чтобы лишить Соединенные Штаты роли глобального лидера в новой расстановке сил?
Особую обеспокоенность у Вашингтона вызвала заинтересованность Меркель в регулярном участии России в процессе принятия решений Евросоюзом. Для этого она хочет создать новый орган под названием Комитет Россия-ЕС по вопросам политики и безопасности. Когда эта идея будет воплощена в жизнь, Соединенные Штаты по сути дела лишатся своих весомых позиций во внутриевропейских отношениях.
Еще большее опасение довильский саммит вызвал в связи с тем, что он прошел прямо накануне долгожданного саммита НАТО в Лиссабоне, где североатлантический альянс должен сформулировать новую стратегию 21-го века. Довиль мог смешать карты и испортить расчеты союзникам по альянсу во время голосования.
Соединенные Штаты были не единственной страной, боявшейся самого худшего в случае воссоздания оси Берлин-Париж-Москва. Это кошмарный сценарий для новых членов ЕС из Центральной Европы и Прибалтики. Кроме того, изрядная доля скепсиса по поводу шансов на сотрудничество с Россией в вопросах безопасности существует и у давних членов НАТО, таких как Швеция и Британия. Они обеспокоены успешной, по их мнению, российской тактикой по принципу "разделяй и властвуй", видя, как два ведущих члена ЕС – Германия и Франция – формируют политику в отношении России без участия остальных стран Евросоюза.
Это самое чувство обиды и ощущение тревоги могло стать главной причиной публикации две недели тому назад 80-страничного исследования под названием "Призрак многополярной Европы" (The Specter of a Multipolar Europe). Его подготовил аналитический центр Европейский совет по международным отношениям (European Council on Foreign Relations), который финансируется американским предпринимателем Джорджом Соросом. Главная идея доклада заключается в том, что Европа в своих отношениях с Россией должна выступать как единое целое, используя новый механизм формирования общей политики, созданный Лиссабонским договором.
Но похоже, что боязнь Вашингтона и некоторых европейских столиц оказаться на обочине была необоснованной – главным образом, потому что Россия ушла с довильского саммита почти с пустыми руками.
Большая часть западных и российских комментаторов в своих оценках результатов саммита сосредоточилась на вопросе отмены визового режима между Россией и ЕС. Это была ключевая внешнеполитическая цель для Медведева. Вместо этого Медведев получил от Меркель и Саркози лишь туманную идею о создании общего пространства России и ЕС в области экономики и безопасности где-то к 2025 году. Этот план, среди прочего, включает и безвизовый режим.
В мире политики время измеряется короткими интервалами от выборов до выборов. Поэтому 15 лет по сути дела означает "никогда".
В своем внешне любезном разъяснении по поводу того, что визовый режим можно пересматривать и отменять только поэтапно, Меркель сделала одну важную ремарку, заявив, что и она, и Саркози понимают, насколько важен безвизовый режим для россиян. Но неужели он не важен для западных корпораций, занимающихся бизнесом в России? Снисходительный тон был отчетливо заметен, и он буквально висел в воздухе.
Саркози, который в момент проведения саммита столкнулся с политическими выступлениями соотечественников, митинговавших против его пенсионной реформы, в Довиле буквально сиял. Не исключено, что его триумфаторское настроение было вызвано той грубостью и язвительностью, которую он проявил по отношению к Медведеву.
Саркози с готовностью перечислил представителям средств массовой информации те области, которые представляют общий интерес для России и Евросоюза и объединяют их: это богатые природные ресурсы России, применение санкций против Ирана и поиски способов урегулирования израильско-палестинского конфликта.
Очередность приоритетов в данном списке говорит о том, что к России относятся свысока. Это еще раз проявилось в заявлении Саркози о том, что Европа хочет помочь Медведеву с его программой модернизации. Это прозвучало бы вполне нормально, будь объектом европейского участия какая-нибудь Руанда. Однако когда такие слова адресуют России, это звучит как оскорбление. Более того, Саркози имел в виду не межгосударственное сотрудничество, а прямые иностранные инвестиции частных фирм, где решения принимаются на основе анализа рисков и прибылей. Но французский президент со своим дирижистским менталитетом зачастую путает частный и государственный карман.
Во время заключительной церемонии почти ни слова не было сказано о европейской безопасности, за исключением заявления Медведева о том, что он поедет в Лиссабон на встречи, которые будут проводиться параллельно с саммитом НАТО. Если отношения с западными державами будут строиться в соответствии с той тональностью, которая была задана в Довиле, то ему придется подолгу ждать в приемных.
В целом собеседники обращались с Медведевым как с какой-то незначительной величиной. Мне вспоминается, насколько заметно было, как неудобно чувствовал себя бывший президент Борис Ельцин, сидя рядом с европейскими лидерами как "гадкий утенок".
Когда Медведев в ноябре 2009 года начал свою плохо продуманную кампанию по переделке структуры европейской безопасности, ему спустя несколько месяцев пришел на выручку министр иностранных дел Сергей Лавров, повернувший эту инициативу совсем в другом направлении. Он увязал ее с обновлением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
На сей раз у МИДа вряд ли получится спасти Медведева от себя самого и от его неизлечимой наивности. cВряд ли Медведева выдвинет на второй срок его собственная партия – и это не имеет никакого отношения к той роли, которую решит играть Путин в российской политике после 2012 года.
Гилберт Доктороу – приглашенный научный сотрудник факультета международных отношений и государственной политики Колумбийского университета, автор недавно опубликованной книги "Great Post-Cold War American Thinkers on International Relations" (Великие американские мыслители периода после холодной войны о международных отношениях).