Риторика холодной войны в отношениях России с Западом осталась в прошлом. Соединенным Штатам нужна Россия больше, чем когда бы то ни было, и это связано со сдерживанием иранской программы по созданию атомного оружия, а также с логистической поддержкой войны в Афганистане. НАТО хотела бы предложить России сотрудничество при создании совместного противоракетного зонтика, способного защитить от возможного нападения со стороны Ирана. Если Кремль согласится, то Россия, по сути дела, станет второй державой, гарантирующей защиту Европы. В таком случае Дмитрий Медведев поразительным образом оказался бы близок к реализации своего плана относительно создания в партнерстве с НАТО совместного евроатлантического пространства безопасности.
При этом еще несколько недель назад казалось, что взаимное недоверие представителей российской и западной элиты делают невозможным стратегическое сближение. Отдельные призывы западных аналитиков-первопроходцев, предлагавших интегрировать Россию в НАТО, оставались неуслышанными. Однако Медведев, судя по всему, хочет добиться настоящего прорыва в отношениях с Западом. По его словам, российская внешняя политика подчиняется только примату экономического и социального обновления России. Без сотрудничества с западными индустриальными странами модернизация России обречена на провал.
В кулуарах (выездного) заседания Мюнхенской конференции по безопасности, проходившего несколько дней назад в Москве, молодой глава российского государства дал понять, что он проводит «свою собственную» внешнюю политику, отличающуюся от той, которая реализовывалась «его предшественником». Медведев согласился принять участи в саммите НАТО в Лиссабоне, так как он воспринял это приглашение как закодированный ответ на его предложение относительно диалога по вопросу о создании совместной евроазиатской архитектуры безопасности. Медведев, кажется, осознал, что он должен вести диалог с Евросоюзом не только через такие государства старой Европы как Германия и Франция, но также и через страны Центральной Европы. В ближайшее время он собирается посетить Польшу и готовит также предложения странам Балтии, которые внутри Евросоюза наиболее критично настроены по отношению к России. Возможно, Медведев станет первым российским президентом, посетившим прибалтийские государства.
Германия и Франция остаются «стратегическими партнерами» Москвы. Так, Медведев особо приветствовал инициативу федерального президента Кристиана Вульфа (Christian Wulff) относительно сотрудничества в правовых вопросах. Это может помочь при создании гражданского общества в России, в том числе и на Северном Кавказе, который сегодня представляет собой неправовое пространство. Западу следовало бы использовать это новое временное окно для улучшения отношений с Москвой. Никто не знает, как долго оно будет оставаться открытым.