БРЮССЕЛЬ. Еврокомиссия планирует начать в четверг судебное разбирательство в отношении Германии, Франции, Финляндии и Австрии в попытке заставить их внести изменения в двусторонние авиационные соглашения с Россией, в которых, как заявляет руководство ЕС, не соблюдаются законы блока о едином рынке и конкуренции.
Также проводится расследование в отношении соглашений других 23 стран-членов ЕС с Россией. Об этом заявила пресс-секретарь комиссара ЕС по транспорту Сиима Калласса (Siim Kallas), который настаивает на проведении таких судебных разбирательств по поводу нарушений.
Этот шаг является крайней мерой Еврокомиссии и попыткой добиться своего окольным путем. Руководители этого исполнительного органа ЕС и страны-члены на протяжении нескольких лет безуспешно пытались договориться с Россией об отмене многомиллиардных выплат за пролет самолетов европейских авиакомпаний над Сибирью. Комиссия также хочет, чтобы Россия признала авиакомпании из ЕС в качестве единой группы, а не как авиалинии отдельных стран.
Не добившись успеха в переговорах с Россией, комиссия теперь предпринимает правовые действия против стран-членов ЕС. Представители комиссии заявляют, что сделки этих стран с Россией являются нарушением правил ЕС, которые требуют, чтобы с гражданами и компаниями из всех 27 стран-членов обращались одинаково.
Цель комиссии – добиться того, чтобы страны-члены пересмотрели условия своих соглашений с Россией и привели их в соответствие с законодательством ЕС.
Из-за действующего договорного механизма с Россией увеличиваются цены на билеты на многих маршрутах, а также возникает значительная правовая неопределенность для ряда авиалиний Евросоюза, заявляют представители Еврокомиссии. Причина неопределенности – возражения России против транснациональных слияний и поглощений авиалиний внутри ЕС. Российские власти заявляют, что это является нарушением двусторонних авиационных соглашений с отдельными членами Евросоюза.
Страны ЕС могут в ответ на действия комиссии предоставить ей полномочия по заключению от их имени всестороннего соглашения. Такой подход даст в руки блоку больше рычагов воздействия на Москву. В настоящее время Россия может стравливать страны ЕС друг с другом, заявляют должностные лица из авиационной отрасли.
С 40-х годов прошлого века авиалинии совершают международные рейсы, руководствуясь правилами, разработанными в рамках общемировой системы двусторонних договоров. В них указывается страна гражданской принадлежности перевозчика и владелец. Но законы ЕС требуют внесения изменений в такой подход.
В 2002 году Еврокомиссия выиграла в Европейском суде дело по вопросу двусторонних авиационных соглашений стран-членов, которые, как утверждал Брюссель, нарушали принципы единого рынка ЕС, поскольку предоставляли права по перелетам и прочие привилегии одновременно лишь одной стране.
После этого судебного дела государства ЕС провели переговоры и внесли изменения в тысячи авиационных соглашений по всему миру, в том числе, с такими странами как США, Канада и Австралия. Сейчас в рамках пересмотренных договоров к авиалиниям из 27 стран совершенно одинаковое отношение, поскольку они считаются авиакомпаниями ЕС.
Такое определение позволило компании British Airways начать в 2008 году полеты из Франции и Нидерландов в Соединенные Штаты Америки, что было запрещено в рамках прежней двусторонней договорной системы. Это также помогло компании Air France приобрести в 2004 году в собственность голландские королевские авиалинии KLM. Не будь нового определения ЕС, другие страны могли бы заявить, что KLM это уже не голландская компания и поэтому не может больше летать в их аэропорты из Амстердама. Япония в 2004 году какое-то время выступала с таким возражением, но затем согласилась с франко-голландской сделкой.
Россия никогда не соглашалась с определением ЕС. В 2009 году она поставила под вопрос поглощение "Австрийских авиалиний" немецкой компанией Lufthansa, заявив, что австрийцы не могут больше летать в Россию на тех условиях, которые были согласованы между Веной и Москвой. Она сделала временное исключение из правил, чтобы "Австрийские авиалинии" могли и дальше летать из Вены.
Плата за пролет над Сибирью это отдельный вопрос, который долгие годы вызывает недовольство у Еврокомиссии и ее членов. Москва примерно с 70-х годов взимает плату с европейских и азиатских авиаперевозчиков за беспосадочный перелет в своем воздушном пространстве, ежегодно получая от этого в целом почти 10 миллиардов долларов.
Большая часть выплат за пролёт уходит к российскому национальному авиаперевозчику компании "Аэрофлот". Россия это единственная страна, взимающая подобную плату, и подробности этих выплат хранятся в тайне.
По оценкам ЕС, ее перевозчики в 2008 году выплатили за такие перелеты примерно 420 миллионов долларов.
Еврокомиссия заявляет, что плата за перелеты это "вопиющее нарушение норм международного права, и что она противоречит закону ЕС о конкуренции", потому что перевозчики обязаны заключать эксклюзивные коммерческие соглашения с "Аэрофлотом", которые попахивают сговором.
Россия обосновывает взимание платы тем, что это для нее компенсация утраченной выгоды. До 1970 года европейским и азиатским авиалиниям приходилось дозаправляться в Москве, и они напрямую конкурировали с российским авиаперевозчиком, базирующимся там же.
Но затем европейцы и азиаты начали беспосадочные перелеты в обход Москвы, предлагая при этом более короткие рейсы. Советские руководители заявили, что поскольку "Аэрофлот" несет коммерческие убытки, конкуренты должны их ему компенсировать. Те перевозчики, которые отказывались платить, были вынуждены облетать Сибирь стороной, что увеличивало время полета и цены на билеты. Поэтому платили все.
Еврокомиссия заключила в 2006 году соглашение с Москвой о постепенном отказе от выплат, однако Россия его не выполняет.
Скорее всего, результатов новых судебных исков Еврокомиссии придется ждать долго. После решения Европейского суда в 2002 году у нее ушло пять лет на переговоры с США, чтобы те согласились с определением ЕС относительно его авиалиний.