Обеспечить себе доступ к сырью, с одной стороны, и увеличить число соглашений о свободной торговле – с другой. Таковы основные задачи новой торговой стратегии, которую еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гюхт озвучит 9 ноября. Вчера текст обсуждался на заседании комиссаров Европейской комиссии.
Еврокомиссия, в первую очередь, собирается обеспечить себе открытый доступ к ресурсам. Комиссия столкнулась с нехваткой определенного вида сырья. Это может привести к напряженностям в отношениях с Китаем и Россией. К Китаю Еврокомиссия присматривается давно. Брюссель обвиняет Пекин в ограничении экспорта металлических элементов, применяющихся в большинстве производств – в автопроме, оборонной промышленности, информатике. Европейская промышленность, в особенности немецкая, обеспокоена тем, как последствия подобных ограничений скажутся ее конкурентоспособности. Хотя Китай отрицает, что вводит какие-либо экспортные ограничения, Берлин и Вашингтон планируют поднять этот вопрос во время саммита «большой двадцатки», который пройдет в Сеуле 11 и 12 ноября. Еврокомиссия не скрывает намерения применить юридические санкции в отношении Китая.
«Эрозия предпочтений»
Россия также не останется в стороне. «Бесперебойные, проходящие без ограничений поставки сырья и энергоресурсов» имеет, по мнению Брюсселя, «стратегическую важность для конкурентоспособности европейской экономики».
Европейский исполнительный орган намеревается отстаивать свои интересы в области доступа к рынкам. Хотя документ, составленный Еврокомиссией, в этом отношении более обтекаемый, основные линии все же проведены. Карел де Гюхт старается обеспечить взаимопроникновение на рынках, особенно с Китаем. Комиссия хочет запретить доступ на европейские рынки третьей стране, которая сама, в свою очередь, вводит ограничения на внутренних рынках. Комиссия может принять эту меру, мотивируя тем, что Китай не подписал соответствующее соглашение ВТО, поэтому она не связана обязательствами в этом отношении. Как рассказал источник, близкий к составителям документа, «действия в этом отношении» еще обсуждаются. Карел де Гюхт и его коллега Мишель Барнье (еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка) должны достичь согласия по этому вопросу.
У Брюсселя есть большое искушение сымитировать американскую политику. «С помощью мер «покупайте американское» США осложнили китайским компаниям доступ на свой рынок, но сами при этом пока проникают на китайские рынки, - объясняет эксперт. - Если китайцы больше не могут строить дороги в Польше, они поймут, что им следует открыть собственный рынок».
Не приведет ли подобная политика привести к торговым санкциям? «Как Франция будет продавать свои АЭС и лайнеры Airbus китайцам, если ЕС будет придерживаться подобной политики взаимности?» - недоумевает глава отделения мировой экономики парижского университета политических исследований Sciences po Патрик Мессерлен. Евросоюз уже принял антидемпинговые меры, которые могут привести к значительному повышению таможенных пошлин в отношении китайских товаров – стекловолокна, беспроводных модемов, к примеру.
Руководствуясь интересами торговли, Карел де Гюхт планирует привести европейскую промышленность в зоны роста – после Южной Кореи Брюссель намеревается заключить соглашения о свободной торговле с Индией, Вьетнамом или Малайзией. Комиссия намерена заключить подобные соглашения со странами, обеспечивающими половину внешнеторгового оборота ЕС. Подобную задачу Брюссель включил в свою повестку дня - наравне со стратегией, озвученной в 2006 году бывшим комиссаром по вопросам торговли Питером Мандельсоном. Риски? «То, что Европа подпишет, к примеру, соглашение с Индией о преференциях европейским компаниям в течение определенного времени, но потом эти преференции исчезнут, если Индия подпишет в свою очередь аналогичное соглашение с США», - продолжает Патрик Мессерлен. «Эрозия преференций», по его выражению, в будущем может привести ЕС к большому разочарованию.