В Антиохии христиане впервые назвали себя христианами. Сегодня этот города называется Антакья и расположен он на территории Турции. Родина апостола Павла Тарс, в котором федеральный президент Кристиан Вульф (Christian Wulff) принял участие в экуменической службе, находится также в Турции. Как и многие другие города, описанные в «Деяниях апостолов» – от Эфеса до Кесарии (сейчас этот город называется Кайцзери и это родина президента страны Гюля), – подтверждают то, что Вульф сказал, выступая в парламенте в Анкаре: христианство, несомненно, имеет отношении к Турции. Тем более, что пришедшие из Центральной Азии турки используют имена натурфилософов ионической школы, в том числе Фалеса Милетского или Пифагора Самосского, когда они хотят показать, что Турция «несомненно» относится к Европе.
Анатолия была центральной частью христианской Византии. Только после захвата императорской столицы Константинополя 29 мая 1453 года османами эта империя перестала существовать – после одиннадцати веков своего владычества. Но и после этого миллионы христиан (наряду с другими религиозными меньшинствами) продолжали жить - теперь уже в исламской – империи, населенной турками, которые тогда, конечно же, называли себя османами.
Идеальным государством Османская империя не была. Нет никаких оснований для того, чтобы восторженно ее мифологизировать. Так, например, арабы были рады, когда через четыре столетия после окончания Первой мировой войны завершилось и османское господство. А христианские народы Балкан, которые и сегодня – часто не совсем справедливо – говорят о «турецком иге», в конечном итоге были рады завоеванной ими свободе и независимости.
При османах немусульмане не имели равных прав
Но что касается религиозной терпимости и религиозной свободы, то Турецкая Республика в этом отношении намного уступает Османской империи. В этом смысле светская республика сильно отстает от бывшей огромной империи. Хотя при османах немусульмане не имели равных прав, они могли после уплаты душевого налога в рамках «миллета», то есть религиозно определяемой «нации», в достаточной мере самостоятельно выстраивать свои религиозные и гражданско-правовые отношения. Еще на рубеже XIX и XX веков в Константинополе/Стамбуле было больше немусульман (gayrimuesluem), чем собственно мусульман. Турецкий автор Марио Леви (Mario Levi), будучи сам испанско-иудейского происхождения, создал своим великим романом «Стамбул был сказкой», по сути дела, непреходящий памятник этой мультикультурной жизни. Поэт Ильхан Берк (Ilhan Berk) прославлял в своих произведениях две части города – Галату и Пера, где на протяжении долгого времени жили преимущественно христиане.
Сегодня христиан в Турции почти не осталось. Их количество столь незначительно, что их почти не учитывает статистика. В позднеосманский период существенный вклад в это дело внесли сначала панисламистские силы, а затем преимущественно националистически настроенные группировки внутри младотурков. Геноцид армян, примером для которого была политика, проводимая при султане Абдул-Хамиде II, стал в смутное время первой мировой войны первым большим пролитием христианской крови. Во время обмена населением в 1922 году между греками и турками территорию Малой Азии покинули почти полтора миллиона (православных) христиан. Вину за это частично несут и сами греки – сбитые с толку западными странами, они предприняли попытку при помощи захватнической войны восстановить Византию. Этому смог помешать Кемаль Паша, ставший затем как Ататюрк основателем республики.
Турция отказывает христианам в элементарных правах
Сегодняшняя Турция считает себя светским государством, однако она отказывает в элементарных правах христианам, количество которых в этой стране и без того ничтожно. Хотя религия официально признается частным делом, принято считать, что турок – обязательно мусульманин, и это вызывает сожаление у многих неверующих жителей страны. Национализм и ислам соединились в роковом симбиозе особенно у ультра-националистов. Убийства христиан в последние годы, в том числе и армянского публициста Хранта Динка (Hrant Dink), были записаны на счет националистов, которые вполне серьезно видят в немногочисленных христианах «опасность» для монолитного турецкого национального государства, концепцию которого разработал Ататюрк.
Во время правления исламско-консервативной партии АКП, тем не менее, произошли некоторые незначительные улучшения в положении христиан. Однако о религиозной свободе не может быть и речи. Появилось бы основание говорить о некотором прогрессе, если бы закрытый с 1971 года православный семинар на острове Халки был бы вновь открыт. На это давно надеется патриарх Варфоломей I, которого недавно, находясь в Стамбуле, посетил президент. Варфоломей представляет не менее трехсот миллионов православных христиан.
В Германии мусульмане могут беспрепятственно исповедовать свою религию, а некоторые из них – как например последователи алевитов – являются в этой стране более свободными, чем у себя на родине. Количество мечетей растет. Запланировано также масштабное обучение немецких имамов. Было бы справедливо, если бы федеральный президент в духе взаимности напомнил о религиозной свободе и выступил в поддержку прав христиан.