Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Теплее с Россией

© http://de.academic.ruМинистр экономики Польши Вальдемар Павляк
Министр экономики Польши Вальдемар Павляк
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интервью с вице-премьером, министром экономики Польши Вальдемаром Павляком, который положительно оценивает достигнутые на переговорах с Газпромом договоренности о поставках российского газа, а также не исключает возможность российско-польского сотрудничества по другим энергетическим проектам.

Интервью с вице-премьером, министром экономики Польши Вальдемаром Павляком (Waldemar Pawlak)

- Вы говорили, что договор с Газпромом – это успех, а между тем мы полтора года вели переговоры по увеличению поставок на 2 миллиарда кубометров. Под влиянием политической критики вы отказались от продления контракта на 15 лет. Где здесь успех?

- Успех тройной: положительный результат выгоден ЕС, Польше и Российской Федерации. Мы считали, что контракт с долговременными перспективами, до 2037 года, одновременно с договором о продлении транзита до 2045 года был бы наилучшим решением. Важнее же всего то, что нам обеспечены стабильные поставки газа, а это важно для безопасности снабжения.

- Вы считаете, что договор имеет сбалансированный характер, но достаточно часто высказываются мнения, что это результат невыгодного для Польши компромисса. Ставки за транзит газа через польскую территорию по газопроводу "Ямал-Европа" будут низкими, а прибыль компании EuRoPol Gaz тоже небольшой – на уровне 20 миллионов злотых (около 5 млн. евро – прим. пер). Как вы к этому относитесь?

- Соглашение имеет сбалансированный, а, значит, выгодный для обеих сторон характер. А компания EuRoPol Gaz как владелец Ямальского газопровода не должна аккумулировать значительную прибыль, раз она не планирует крупных инвестиций. Ставки за транзит установлены независимым Управлением регулирования энергетики исходя из определения обоснованных расходов. А те, кто говорит, что транзит через Польшу должен быть дорогим, дают аргументы сторонникам строительства газопровода Nord Stream – из России через Балтийское море.

- Но россияне с немецкими партнерами и так построят балтийский газопровод, так что ставки за транзит в Польше не влияют на эту инвестицию…

- Но если расходы за транспортировку газа сухопутным путем, например, по газопроводу "Ямал", выросли бы чрезмерно, Россия стала бы поставлять больше газа по Nord Stream.

- Много эмоций вызывает вопрос выделения отдельного оператора Ямальского газопровода. Европейская Комиссия требует предоставить ей документы. Как вы оцениваете это требование?

- У наших СМИ плохие информаторы в Комиссии. Мы находимся в постоянном контакте с комиссаром Эттингером (Gunther Oettinger) и с генеральным директором Лоуэ (Philip Lowe). Сегодня и я, и министр энергетики Сергей Шматко, разговаривали с комиссаром. 2 ноября он приедет в Москву, двумя днями позже – в Варшаву. Я позитивно оцениваю эти отношения, в том числе с точки зрения внедрения в жизнь энергетического пакета ЕС. Это хороший опыт, укрепляющий энергетический диалог Евросоюза и России.

- Есть ли у нас шансы изменить формулу тарифа в контракте на импорт российского газа?

- Да. В ходе переговоров по дополнительным поставкам нам удалось выработать выгодную формулу тарифа: одновременно с ростом импорта может увеличиваться скидка. Этот подход можно распространить на весь "ямальский" контракт.

- Но в мае глава компании "Газпром экспорт" Александр Медведев говорил, что они не видят поводов для изменения формулы тарифа.


- Так было в мае, а в декабре в Польшу приедет президент Дмитрий Медведев. Мы будем вести переговоры на различные темы, в том числе на тему энергетики в широком смысле. Я думаю, что это был бы очень удачный момент для того, чтобы компании объявили хорошую новость об изменении формулы тарифа и газовом договоре. Сейчас благоприятный политический климат для этих переговоров.

- Вице-премьер Сечин говорил о сотрудничестве польских и российских компаний в проекте строительства электростанции в Калининграде. Как вы это оцениваете?

- Во время своего недавнего визита в Калининград министр [иностранных дел] Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) также говорил об использовании атомной электростанции. Ведутся аналитические работы. Польская энергокомпания PGE ведет сотрудничество с российским "Интер РАО", ведут переговоры и операторы энергетических сетей.

- Будет ли распространяться российско-польское сотрудничество на приватизацию? Об этом тоже говорил вице-премьер Сечин.

- Заместитель министра госказначейства Миколай Будзановский (Mikołaj Budzanowski) действительно представил в ходе встречи приватизационные планы правительства на текущий и будущий год.

- Означает ли это, что российские концерны могут купить нефтяную компанию LOTOS? 30 октября будет объявлено начало приема предложений.

- Не знаю, подадут ли они свое предложение. Но так как и любая другая компания, российские концерны могут  подать министру госказначейства предложение по LOTOS. В свою очередь наше ведомство всегда подчеркивало, что важнее всего найти для этой гданьской компании такого инвестора, который обеспечил бы ей развитие и удержал ее акции на польской бирже.

- Россияне могли бы предложить то, что для LOTOS важнее всего – доступ к месторождениям. Это зеленый свет для российских инвесторов?

- На встрече с Игорем Сечиным Будзановский заявил, что в прессе появится приглашение к участию в открытых торгах, а окончательное решение о выборе инвестора останется за Советом министров. LOTOS должен сохранить характер региональной компании. Пример нынешней ситуации с шахтой "Богданка" показывает, что следует сохранять разумную приватизационную стратегию, чтобы не продавать акции без оглядки, и лишь потом думать, что будет с этой компанией дальше. LOTOS имеет стратегическое значение, это не может быть обычной транзакцией.