Украинский концерн "Ядерное топливо" и российская энергетическая компания "ТВЭЛ" в шаге от подписания соглашения о строительстве на территории Украины завода по производству топливных сборок для атомных станций. "Этот документ будет содержать принципиальные параметры конкурсных предложений ТВЭЛ, с которыми эта компания победила в тендере. Также будут определены доли партнеров в общем предприятии, четко прописано, каким образом будет передаваться технология. Соглашение не является финансовым", - уточнила гендиректор украинского концерна Татьяна Амосова. А заместитель главы дирекции Росатома Владислав Корогодин заявил, что РФ и Украина уже приступили к взаимной оценке ядерных активов ради их дальнейшей интеграции.
Похоже, во время уточнения нюансов создания совместного предприятия по контролю над ГТС Украины официальный Киев получил очередную порцию обещаний от Москвы.
Замечтались
Создать собственный ядерный цикл Украина старается с момента провозглашения независимости. Завод по производству топливных сборок - один из основных элементов этого цикла. Отечественные АЭС на сто процентов зависят от единственого поставщика - рроссийского ОАО "ТВЭЛ". В случае каких-то неурядиц, недоразумений в украинско-российских атомных или других отношениях такая зависимость может стоить отечественной энергетике даже дороже, чем перманентные проблемы закупки и транспортировки газа. Полтора года назад зимой Газпром прекратил подачу голубого топлива в Украину, а специалисты Нафтогаза нашли выход - наладили реверсное снабжение газа из хранилищ, расположенных на западе страны. Если же возникнет трудность с получением российского ядерного топлива, все энергоблоки украинских АЭС (обеспечивают 50% нужд страны в электроэнергии) остановятся на протяжении года.
Теоретически строительство собственного завода по производству топливных сборок удобно Украине. На практике реализовывать этот проект нужно на таких условиях, чтобы получить больше, чем потерять. Следует трезво оценивать готовность россиян инвестировать средства в строительство предприятия (которое будет конкурировать с их производственными мощностями) и отдавать технологию. Интересно, что определенные потери украинская сторона уже понесла. В конце сентября правительство (по предложению Минтопэнерго) объявил российский государственный концерн ОАО "ТВЭЛ" единственным партнером в постройке завода. Соответственно утрачена возможность диверсификации снабжения топливных сборок - многолетние попытки наладить сотрудничество с американской компанией Westіnghouse Electrіc оказались безрезультатными.
Российский интерес
Вообще с интересами россиян на ядерном рынке Украины все более или менее поняло. На эту тему откровенно высказался премьер-министр РФ Владимир Путин: "Мы сформулировали предложения... Речь идет о масштабной кооперации наших ядерных областей. Мы предлагаем создать мощный холдинг, который охватывал бы объединенную генерацию, машиностроение и топливный цикл". Официальной Москве очень удобно жестко привязать украинские АЭС (15 энергоблоков мощностью 13,8 ГВТ) к сырью корпорации "Росатом", юридически закрепив за ней крупнейший и стабильный внешний рынок сбыта. Именно этим обусловлена и готовность россиян кредитовать достройку 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС - их сооружение по российским технологиям, с использованием российского оборудования, усилиями российских специалистов исключает возможность закупки, например, американского топлива. Эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский убежден, что россияне сделали все, чтобы Westіnghouse Electrіc не мешала продвижению их интересов в Украине, и в принципе достигли своей цели.
Вместе с тем строительство завода в Украине приближает корпорацию "Росатом" к достижению еще одной цели - доступа к Новоконстантиновскому урановому месторождению, расположенному в Маловисковском районе районе Кировоградской
области. РФ принадлежит к пятерке крупнейших мировых производителей (кроме нее это Канада, Австралия, Казахстан, Нигерия), что обеспечивают три четверти добычи урана на планете. Разведанные запасы урана нашего северного соседа составляют 615 тыс. т. На этом фоне ресурсные запасы Украины кажутся не очень большими (по оценке МАГАТЭ, 235 тыс. т), но мы входим в мировую десятку производителей. При этом залежи Новоконстантиновского месторождения очень концентрированы и оцениваются в 93,636 тыс. т (подсчитано Государственной комиссией по запасам еще 10 сентября 1998 года). Это отечественный урановый клондайк. Наверное, именно его сырье будут использовать для создания ядерного цикла в Украине.
Иначе тяжело объяснить интерес россиян к углублению ядерного сотрудничества. Ведь в самой РФ достаточно мощностей для обеспечения потребителей топливом - дефицита сборок для водно-водородных реакторов (ВВЭР, которые эксплуатируются в Украине и многих других странах) на рынке не наблюдается. Правда, парк ВВЭР в Европе может увеличиться. В частности, Литва рассматривает возможность строительства еще одной АЭС - Висагинской. Интерес в дальнейшем развитии атомной энергетики все чаще выказывают восточноевропейские страны, в частности Беларусь. Болгария даже подписала контракт из Росатомом на сооружение двух реакторов, аналогичных тем, которые должны заработать на Хмельницкой АЭС. Да и сама Россия начала работы на Балтийской АЭС в феврале этого года - первый блок мощностью 1150 мвт планируют запустить в 2016-м. Таким образом, стратегическая заинтересованность россиян в строительстве завода в Украине имеет вполне объективные предпосылки.
Украинский интерес
О строительстве завода совместно с ОАО "ТВЭЛ" можно говорить как о свершившемся факте. Что от этого могла бы получить Украина?
Первое - контрольный пакет в общем предприятии. Одно такое СП "УКРТВС" уже было образовано в 2001 году для снабжения топливом отечественных АЭС (совместно с казахами и россиянами). В нем нашему государству принадлежит 33,3%, и этого оказалось мало, чтобы пролоббировать создание в Украине собственного ядерного цикла. Правительственная "Методика оценки предложений участников конкурса по отбору технологий и партнера по организации в Украине производства ядерного топлива" содержит пункт о контроле нашей страны над соответствующим СП. И хочется верить, что он будет выполнен.
Второе - можно ожидать, что завод введут в эксплуатацию в 2013- 2014-м и он будет производить тепловыделяющие элементы в эквиваленте 200 т урана на год; к 2020-му производственная мощность должна удвоиться.
Третье - российская сторона должна инвестировать не меньше чем 60% стоимости завода - 1,092 млрд грн. При этом средства должны поступать без процентов с отсрочкой возврата на десять лет. Кроме того, партнер должен гарантировать снабжение тех комплектующих для топливных сборок, производство которых еще не налажено в нашем государстве.
Четвертое - отдельно обусловлено предоставление украинской стороне технологий производства, в частности неисключительной лицензии на производство сборок.
Пятое - СП должны получить право экспортировать ТВЭЛы.
Вице-президент ОАО "ТВЭЛ" Василий Константинов якобы не имеет ничего против такой концепции. После подбивки итогов тендера он сообщил журналистам, что "прежде всего вам (Украине. - Ред.) интересно, чтобы это было СП... Лицензии, конечно, будут передаваться, в каком виде - будут согласовывать юристы. Дальше, если потребуется, мы примем решение идти в третьи страны с этого завода". При таком подходе единственное, чего не будет хватать Украине, - это отладка обогащения урана. Тем не менее, соответствующее предприятие нам едва ли разрешат выстроить, но любое государство, которое владеет ядерным оружием, и еще несколько стран могут продать услуги по обогащению.
Туманная реальность
Уже почти решено, что завод будут строить на основе Днепродзержинского государственного НПО "Цирконий", созданного (вместе с другими структурами) на базе Приднепровского химического завода. Остальные вопросы, которые непосредственно интересуют украинскую сторону, сейчас остаются без документально оформленного ответа. По мнению экспертов, перспективы, обрисованные выше, кажутся идеальными.
Проблемы могут возникнуть и с лицензиями на технологии, и с условиями кредитования, и со сроками построения предприятия. Украина уже имеет печальный опыт диверсификации источников снабжения топливных сборок для АЭС совместно с россиянами. В формате СП "УКРТВС" почти десять лет соображали на троих, но ничего полезного не получили.
Сейчас ситуация туманная. Сразу после победы ОАО "ТВЭЛ" в тендере (правительство Николая Азарова даже не успело ее оформить документально) президент Виктор Янукович начал договариваться об углублении сотрудничества в ядерной области... с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Виктор Федорович так и сказал коллеге: "Я знаю, что вы с Россией уже много сделали для того, чтобы создать совместное предприятие по производству ядерного топлива для реакторов. Мы готовы подключиться к этой работе на паритетных условиях". Как интерпретировать это заявление - до сих пор неизвестно. Остается дождаться юридической конкретики в отношениях из российским ОАО "ТВЭЛ". Если тендер провели вообще не для того, чтобы убрать с рынка Westіnghouse, в интересах которой была адаптация американских сборок к нуждам и технологиям украинских атомных станций. Нет, конечно, Westіnghouse, может, и продолжит начатое сотрудничество с Южноукраинской АЭС, но такой масштаб американскую ТНК едва ли устроит. Так что площадку для продвижения собственных интересов в Украине россияне застолбили.
Перевод: Антон Ефремов