Союзническая операция «Свобода Ирака» стартовала в 2003 г., а 31 августа этого года президент США Б.Обама объявил о завершении военных действий. Правда 50 000 американских солдат ещё останутся в Ираке до конца следующего года, чтобы помочь местным силам безопасности в наведении порядка в стране и с целью их дальнейшего обучения. Новая миссия будет называться «Новая заря».
Она должна продемонстрировать то, что, выводя свои войска, Вашингтон передаёт бразды правления страной в руки иракского правительства, которому с этого момента придётся во многом самостоятельно решать проблемы безопасности, и диалог между США и Ирака будет вестись на равноправной основе. Но проблема заключается в том, что у Ирака нет стабильного правительства, так как спустя полгода после парламентских выборов партии так и не смогли создать правящую коалицию.
На выборах победил блок «Iraqiyya», возглавляемый бывшим премьером страны А. Аллави (А. Allawi), но он получил лишь 91 мандат из 325 возможных. На два мандата меньше гарантировала себе коалиция под названием «Правительство закона», лидером которой является сегодняшний премьер Ирака Н. аль-Малики (N. al-Maliki). Практически равный результат мешает данным политическим силам договориться по кандидатуре будущего главы правительства, который фактически является главой государства.
Н. аль-Малики утверждает, что создал более сильный Ирак и в будущем достигнет ещё больших успехов на занимаемом посту, однако И. Аллави считает, что нынешняя власть не контролирует ситуацию и едва держится в границах «Зелёной зоны» Багдада (уже не говоря о всей территории страны). “У нашей армии нет ни самолётов, ни танков, а наша полиция бунтует», - констатировал он.
Одной из основных причин политической нестабильности в Ираке является непрекращающийся конфликт между шиитами и суннитами. Ирак всё ещё является государством, в котором ни сунниты, ни шииты не чувствуют себя в безопасности. Даже высшие представители сил безопасности страны заявляют, что она не готова к выводу американских войск, а командующий Вооружёнными силами Ирака хотел бы, чтобы американские солдаты оставались на своём месте вплоть до 2020 г.
Сначала американские стратеги считали, что религиозные распри помогут в достижении скорейшей победы (борясь друг с другом, соперники выдохнутся и прекратят враждовать и между собой, и с союзниками). Но эта стратегия себя не оправдала. Шиит Н. аль-Малики обвинил соперников в угодничестве суннитам, так как их блок получил много суннитских голосов. Однако И. Аллави данные обвинения отверг, так как считает, что в основе его альянса лежат не религиозные, а светские принципы. В такой ситуации трудно верится в то, что эффективное правительство в Ираке вообще будет сформировано, так как и другие партии не склонны к компромиссу, особенно в тех вопросах, которые касаются религиозных противоречий.
Поддерживаемые «Аль-Каидой» повстанцы крайне активизировались за несколько месяцев до завершения операции «Свобода Ирака». Видимо, таким образом боевики хотели показать, что именно им принадлежит главная заслуга в том, что американцы наконец «убираются» из Ирака. Однако после их ухода в стране может вспыхнуть гражданская война. Отсутствие легитимного правительства и вывод иностранного военного контингента являются достаточными причинами для превращения Ирака в недееспособное государство (failed state).
С уходом американцев иракцы всё сильнее ощущают недостаток безопасности и стабильности. Те, кто, рискуя жизнью, шёл на выборы, не дождались ответных шагов со стороны политической элиты в области построения достойного будущего своей страны. Б.Обама говорит, что вызовы, связанные с формированием правительства, являются «натуральными» и свойственны любой «молодой демократии». Но неясно, когда Ираку наконец удастся преодолеть эти «натуральные» трудности.