Поездка российского президента Дмитрия Медведева на южнокурильский остров Кунашир вызвала резкую реакцию Японии, также претендующей как на этот остров, так и еще на три других.
Некоторые российские эксперты считают японскую реакцию признаком слабости этой страны.
В понедельник утром Медведев, первым из российских и советских лидеров со времен Второй мировой войны, ступил на этот крошечный остров, входящий в островную цепь, за которую спорят Москва и Токио.
Скандал, который Токио пытается раздуть вокруг поездки, носит сугубо искусственный характер, заявил «Синьхуа» ученый из Центра азиатско-тихоокеанских исследований Российской академии наук Вячеслав Амиров.
«О поездке президента в Сахалинскую область, в состав которой входят Курильские острова, было объявлено заранее, поэтому Токио не стоило бы суетиться и делать вид, что это стало для него неожиданностью», — говорит Амиров.
Реакция Японии лишь продемонстрировала слабость ее позиции, так как японские политики фактически создали ситуацию «Уловки-22», став заложниками собственной позиции в территориальном споре, заметил Амиров в своем комментарии «Синьхуа».
В сентябре Медведев назвал спорные острова в Тихом океана «важным регионом» своей страны и пообещал посетить их в ближайшем будущем. Японская сторона после этого заявила, что визит Медведева может создать серьезные препятствия в двусторонних отношениях.
Несмотря на возражения Японии, Кремль продолжает утверждать, что обсуждать с иностранными державами вопрос о посещении российским президентом Курильских островов было бы абсурдно.
«Российские лидеры уделяют все больше внимания Дальнему Востоку. Правительство России работает над программой развития региона», — подчеркивает Амиров.
В ходе своего визита Медведев заметил, что российское правительство хочет, чтобы люди оставались на Курилах.
«Это важно для того, чтобы здесь развитие было… Будем обязательно сюда деньги вкладывать», — заявил, по сообщениям российских СМИ, президент в ответ на вопрос о постоянном оттоке населения с островов.
Даже Сахалин – столица области (так в тексте, — прим. перев.) – не имеет достаточно надежного сообщения с основной – континентальной — частью России, тем более его нет у отдаленного острова Кунашир, который в Японии называют «Кунасири».
Федеральные власти недавно выделили средства на строительство на Кунашире всепогодной взлетной полосы и морского порта, чтобы сделать сообщение между островом и континентом менее зависящим от погоды.
По данным официального сайта Кремля, Медведев обсудил эту проблему и ряд других социальных и экономических вопросов, связанных с островами, с губернатором региона Александром Хорошавиным. Международный аспект ситуации они не обсуждали.
Ранее в тот же день министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) заявил, выступая перед одним из комитетов нижней палаты парламента, что визит Медведева на спорные острова «ранит чувства японского народа».
Премьер-министр Наото Кан (Naoto Kan) в том же самом комитете подтвердил, что острова принадлежат Японии и назвал шаг, сделанный Медведевым, «крайне прискорбным», а глава секретариата кабинета министров Иосито Сэнгоку (Yoshito Sengoku) заявил, что Япония подождет комментарий президента и лишь потом решит, какие меры она будет принимать.
Амиров считает реакцию Японии излишне бурной.
«Эта поездка ничего не изменила в позиции, которую Москва занимает в территориальном споре. Жалобы Японии на посещение Медведевым Кунашира тоже не привнесли практически ничего нового», — утверждает он.
Посол России в Японии Михаил Белый, вызванный к японскому министру иностранных дел Маэхаре, отреагировал на происходящее спокойно, еще раз подтвердив, что его страна считает Курильские острова частью суверенной территории России.
В понедельник российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал реакцию Токио на курильскую поездку Медведева «неприемлемой», подчеркнув, что российский президент посетил российскую территорию.
«Москва сохраняет контроль над островами уже 65 лет без перерывов. Поэтому вряд ли можно сказать, что Кремль хотел подразнить этой поездкой Японию, тем более в преддверии предстоящего в середине ноября визита Медведева в эту страну на саммит АТЭС», — говорит Амиров.
Александр Панов, бывший в 1996-2003 годах российским послом в Японии, заявил «Синьхуа», что Токио мог счесть поездку Медведева своего рода пробным шаром перед саммитом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Если это действительно так, японцы сильно ошибаются, заметил он.
По его словам, Москве совершенно не нужно проверять реакцию Токио, так как Россия и без этого заранее знает, что Япония может сказать по данному поводу.
«Еще в 1956 году Москва предложила в качестве жеста доброй воли передать Японии два острова. Однако Токио предпочел подход «все или ничего», который ни к чему не ведет», — утверждает Панов, возглавляющий российскую Дипломатическую академию.
В октябре 1956 года, Советский Союз предложил уладить спор, пообещав вернуть Японии остров Шикотан и гряду Хабомаи после подписания минного договора между двумя странами.
Тем не менее, из-за территориального спора постоянный мирный договор так до сих пор и не заключен.
Как сообщают японские СМИ, посещение Медведевым Кунашира заставило Токио задуматься о том, следует ли проводить двусторонние встречи между Каном и Медведевым, а также между Маэхарой и его российским коллегой Лавровым.
По данным японских журналистов, эти встречи могли состояться в кулуарах назначенного на следующую неделю саммита «Большой двадцатки» в Сеуле и предстоящего позднее в этом месяце саммита АТЭС в японском городе Иокогама.
Бывший посол Панов уверен, что для Медведева не станет трагедией, если японские власти не остынут за две недели, которые остались до его прибытия в Токио. По мнению Панова, Россия может разумно предпочесть выжидательный подход, так как статус-кво в отношениях с Японией ее вполне устраивает.
Действия Медведева поставили Японию перед дилеммой. С одной стороны, Токио не может вести себя слишком жестко, так как впереди саммит АТЭС, на который должен прибыть Медведев. С другой стороны, мягкая реакция создаст правительству Кана внутриполитические трудности.
Спорные тихоокеанские острова, известные в Японии, как «Северные территории», а в России — как «Южные Курилы», были заняты советскими войсками в 1945 году и сейчас находятся под контролем России.