Через несколько часов после отбытия путинского самолета из аэропорта "Борисполь" о его пребывании в Киеве нечего было сказать - в этом нетрудно убедиться, просмотрев газетные публикации. И это притом, что готовились к этому визиту очень тщательно. Накануне приезда Путина в Москву летал первый заместитель председателя украинского правительства Андрей Клюев. Сам премьер Николай Азаров несколько раз говорил о необходимости пересмотра газовых соглашений между Украиной и Россией, даже назвал соглашение, подписанное Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, противоречащим действующему законодательству Украины. Казалось, что во время пребывания Путина в украинской столице состоится серьезный разговор о дальнейших поставках энергоносителей в Украину, что перед российской делегацией разложат украинские законы и подсчеты, Киев воспользуется тем обстоятельством, что Украина ныне - важнейший и наиболее привлекательный рынок для "Газпрома". Ведь компания теряет европейские рынки, а новая энергетическая стратегия ЕС вообще создает для нее пасмурные перспективы.
Однако с прибытием Владимира Путина воцарилась молчание - будто украинские хозяева увидели на пороге кого-то сурового, недоступного, с кем можно только заранее согласованные документы подписывать, а не реальные вопросы обсуждать. Перепугался не только Николай Азаров, который, в отличие от Владимира Путина, не имеет пышного титула национального лидера. Перепугался и Виктор Янукович. Он только выслушал от московского гостя очередные комплименты о том, как правильно его правительство распоряжается деньгами, уже "подаренными" Россией за пожизненное пребывание Черноморского флота в Севастополе, - и все. На этом повестка дня визита была фактически исчерпана. Власть, конечно же, будет демонстрировать документы, подписанные во время пребывания в Киеве Путина и заседание межгосударственной комиссии. Но такие документы подписывают на министерском уровне, как говорится - в рабочем порядке. Чтобы их подписать, совсем не обязательно встречаться руководителям государств. Весь смысл визита Путина как раз и состоял в возможности обсудить те вопросы, которые до сих пор оставались не обсужденными и не решенными. Главным вопросом для Украины - по крайней мере, в интерпретации ее руководства - является изменение формулы закупки российского газа. Однако об этом моменте с Владимиром Путиным никто не говорил - боялись потревожить или что?
Визит, который должен был стать знаковым для российско-украинских отношений, а закончился для обеих сторон без каких-либо дежурных результатов, только подтверждает тезис, высказанный после встречи президентов Виктора Януковича и Дмитрия Медведева в Харькове: после подписания соглашений, которые обусловили скидку на газ в обмен на продление срока базирования флота, повестка дня российско-украинских отношений была исчерпана - возможно, на весь период президентства Виктора Януковича. То, чего хочет от Украины Россия, - участия Киева в интеграционных проектах, отказа даже на словах от европейского вектора, сохранения объемов и цены российского газа, игры на российской стороне даже в ситуациях, когда речь идет об отношениях России с ее ближайшими союзниками (такими, как Беларусь), - едва ли может быть выполнено Администрацией Януковича, которая и до сих пор старается маневрировать между Россией и Западом. То, чего желает Украина, - дешевый газ в приемлемых объемах в обмен на слова о дружбе - едва ли нужно России: она уже строила такую модель взаимоотношений с Минском, и эта модель обанкротилась. Да и нет сегодня в России столько денег, чтобы продавать газ за дружбу...
Перевод: Антон Ефремов