Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Молдавия-Россия: что день грядущий нам готовит?

© РИА НовостиПарламент Республики Молдова на площади Великого национального собрания
Парламент Республики Молдова на площади Великого национального собрания
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выкажу осторожный оптимизм, предположив, что после досрочных парламентских выборов, назначенных на 28 ноября 2010 года, отношения между Молдавией и Россией не только существенно улучшаться, но и вообще выйдут на новый, более высокий, уровень своего развития.

Выкажу осторожный оптимизм, предположив, что после досрочных парламентских выборов, назначенных на 28 ноября 2010 года, отношения между Молдавией и Россией не только существенно улучшаться, но и вообще выйдут на новый, более высокий, уровень своего развития.

Тема досрочных парламентских выборов в Республике Молдова, на первый взгляд, не попадает в разряд наиболее актуальных новостей для России. Очень мало на эту тему публикаций в российских СМИ, молчат о молдавских выборах российские официальные лица, эксперты, политологи.

Почему это происходит? По моему мнению, есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Прохладное отношение  к Молдавии

Во-первых, в России существуют «мифы о Молдавии», которые призваны убедить  российскую общественность, а также российское политическое руководство в том, что Молдавия находится вне сферы их интересов, что это «страна-изгой», с которой лучше не иметь никакого дело.

Во-вторых, россияне не могут разобраться с тем, что происходит в Молдове, и потому молчат, чтобы случайно «не вляпаться» в какую-нибудь неприятную историю с молдавскими политиками.

Насколько мне известно, в России есть несколько организаций, которые предметно «занимаются Молдовой». Это соответствующие подразделения в Администрации президента, Совете безопасности и МИДе. Каждая из них черпает информацию о Молдове из своих собственных источников,  и есть основания полагать, что эта информация зачастую не совпадает. Поэтому, дабы «не навредить», эти организации предпочитают пустить дело на самотек. А вдруг «само рассосется».

В-третьих,  у меня складывается впечатление, что руководство России пока всё ещё никак не может определиться, какое место во внешнеполитической доктрине России должна занять Молдавия.

Да, в Москве есть понимание того, что здесь также живут российские соотечественники и русскоязычные граждане, которые входят в сферу «гуманитарных интересов» России.

Да, в Молдавии имеются интересы российского бизнеса. Да, в Молдове имеет место «замороженный» Приднестровский конфликт и существуют определенные обязательства России в связи с ним. Да, Молдавская Митрополия входит в состав РПЦ, сама страна является членом СНГ, имеющая к тому же с Россией договор о стратегическом партнерстве.

Но, тем не менее, у России, судя по всему, отсутствует настоящий стратегический интерес к этому региону.

А вот к Украине, напротив, такой интерес у России уже имеется. Будет ли у неё такой же интерес и к  Молдове - пока неизвестно. Трудно ответить конкретно сегодня на этот вопрос. А просто гадать на бобах не хочется.

Политика России в Молдавии. Варианты

Участие в различных российских политологических форумах,  в молдавско-российских конференциях и круглых столах, общение с российскими политиками, экспертами и политологами, убедили меня в том, что у россиян существует большой разнобой, как в оценке ситуации в Молдове, так и в предложениях относительно того, какой должна быть политика России в этом регионе.

Выделю несколько известных мне позиций:

Существует мнение, что Молдова не состоялась и уже не состоится как государство, а потому через определенный промежуток времени она обязательно объединится  с Румынией.  Сторонники этой позиции считают, что Россия не должна останавливать этот процесс, так как он уже якобы необратим, и поэтому нужно сосредоточиться на Приднестровье, оказывая помощь этому региону. Адепты этих взглядов даже допускают циничный обмен: мы не препятствуем поглощению Молдовы соседней Румынией, а вы  не мешаете Приднестровью окончательно уйти в «свободное плавание».

Хочу подчеркнуть, что в России эта позиция не является официальной, так как я не встречал это  мнение среди лиц, занимающих государственные должности.  Но, тем не менее, в России есть «группа товарищей», которая  тесно связана с Приднестровьем как на уровне официальных лиц, так и на уровне представителей партий и бизнеса.  Эта группа  активно  лоббирует свою позицию в коридорах власти России. Пока, правда,  безуспешно, но это вовсе не значит, что ситуация не может поменяться однажды в благоприятную для неё сторону.

Есть также  сторонники политического ухода России из этого региона -  как из Молдавии, так и из Приднестровья.  Они считают, что Россию не должно заботить ни настоящее, ни будущее всего этого региона. Пусть он, дескать,  находится в сфере интересов Румынии и Украины, а Россия должна здесь «умыть руки».
Не скажу, что это мнение слишком распространено, но всё-таки оно есть. И на это также нельзя закрывать глаза.

И есть мнение, как на государственном, так и на экспертном уровне, что Молдавия должна быть единой и сохраниться как независимое и суверенное государство. Эту позиция просматривается во всех заявлениях высших руководителей России, её поддерживают большинство экспертов и политологов.

Интересно проанализировать, как относятся к России в самой Молдавии, в первую очередь те, кто определяет и кто будет определять, её внешнюю политику.

Речь идет о политических партиях, которые сегодня борются за места в парламенте, а завтра, в случае победы, сформируют и возглавят исполнительную и законодательную власть Молдавии.

Позиция молдавских партий

Либеральная партия  (ЛП)

У этой партии имеется вполне ясная и открытая позиция, которую  её лидер Михай Гимпу неоднократно озвучивал. Партия рассматривает Россию как «оккупанта» (1812, 1940, 1944 гг.) и относится к этой стране как «стране-оккупанту».

Либералы утверждают, что Молдавия – это Бессарабия, то есть «румынская земля» и поэтому, рано или позже,  должна объединиться с матерью родиной.

Либерально-демократическая партия Молдавии(ЛДПМ)

Позиция лидера этой партии Владимира Филата очень напоминает позицию, которою в свое время придерживалась в Украине Юлия Тимошенко.
Как и Тимошенко,  Филат пытается выстроить личные хорошие отношения с руководством России, прежде всего с премьером Владимиром Путиным.

Его месседжи не носят публичный характер. Вообще у Филата очень мало заявлений по молдавско-российским отношениям,  но,  если читать между строк то,  что в них сказано, то можно понять, что премьер министр Молдавии, лидер ЛДПМ очень хотел бы перевести эти отношения чисто в экономическую плоскость.

Россию не должно интересовать, считает, по моему мнению,  Филат, что говорят  в нашей стране, в том числе и  лидер ЛДПМ, по проблемам языка, о вступлении Молдовы в НАТО, о проблеме Приднестровья. Это внутреннее дело Молдовы, а с Россией мы готовы развивать всесторонние торгово-экономические отношения, мы нуждаемся в преференциях на российском рынке, нуждаемся в российских инвестициях, нуждаемся в российском газе  и готовы  в этих областях быть добросовестным партнером.

В своей программе ЛДПМ чётко выступает за немедленный вывод всех российских войск и вооружений из Приднестровского региона «как доказательство дружественных отношений к Молдавии».

Демократическая партия Молдавии (ДПМ)

Понять крайне непостоянную и извилистую позицию этой партии  в сфере молдавско-российских отношений подчас весьма сложно.

С одной стороны, ДПМ заключила с российской партией власти «Единая Россия» соглашение о сотрудничестве. Факт подписания этого документа  ДПМ мощно пропиарала в Молдове в печатных и электронных СМИ.

Данный факт как бы дал сигнал молдавскому обществу, что эта партия «за Россию» (в переводе на молдавские политические понятия  это означает, что эта, партия, по крайней мере, не русофобская).

Но, с другой стороны, некоторые заместители  председателя этой партии Мариана Лупу периодически доводят до сведения молдавской общественности, что Россия, дескать, «страна – непосредственный участник военного конфликта в Приднестровье», что «российские танки скоро могут войти также и в молдавские города».

Ничего страшного здесь нет, если это официальная позиция Демпартии и её лидера, если он  не скрывает её от официальной Москвы, а потому её знал спикер Госдумы России Сергей Грызлов, подписывая соглашение с этой партией.
 Впрочем, это, в принципе,  не наши проблемы и не наши заботы. Мы выступаем за развитие межпартийного сотрудничества между партиями Молдовы и России. А уж знают ли они что-то (да и хотят ли знать?) -  это уже сугубо их личное дело.

Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ)

Эта партия прошла несколько этапов в развитии своих отношений с Россией.

Были периоды «пылкой любви», когда встречи с высшими руководителями России молдавского президента и по совместительству руководителя ПКРМ Владимира Воронина проходили, чуть ли не ежемесячно.

Потом, после отказа от подписания «меморандума Козака», наступил длительный «конфликтный период».

В последние год-два президентства Воронина и нахождения ПКРМ у власти, отношения с Россией вновь стали улучшаться, в первую очередь по экономическим критериям.

Верхним пиком улучшений отношений России с Молдовой стала негласная поддержка президента Владимира Воронина российской позиции в войне в Южной Осетии. В отличие от своего коллеги по ГУАМ Виктора Ющенко, Воронин не прилетел в Тбилиси выразить поддержку Мишико Саакашвили – вместо этого он в самый разгар военных действий встретился с президентом России Дмитрием Медведевым и фактически осудил агрессию Грузии против Южной Осетии, заявив, что территориальную целостность следует восстанавливать мирным путём.

18 марта 2009 года Воронин сделал ещё один смелый шаг в сторону России – он принял участие в московской встрече с лидером Приднестровья Игорем Смирновым. Результатом данного московского саммита стало согласие Молдовы на то, чтобы вопрос о выводе российских войск был отложен вплоть до окончательного урегулирования конфликта. По мнению многих экспертов, именно подписание этого документа стало побудительным мотивом для организации «цветной революции» в Молдавии 7 апреля.

Мне представляется, что сегодня наступил новый этап в выстраивании политики этой партии по отношению к России.

Экономический блок: Зинаида Гречаная и Игорь Додон ,  используя свои личные контакты в России, много делают для того, чтобы сохранить её экономический интерес к нашей стране. Именно при правительстве Зинаиды Гречаной наметилось резкое оживление двусторонних экономических связей Молдовы и России, многие из которых были разорваны после прихода к власти в Молдавии Альянса «За европейскую интеграцию». Вице-премьер в правительстве Зинадиы Гречаной Игорь Додон выступил с инициативой вхождения Молдавии в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана.
 
Политический блок: Марк Ткачук и Юрий Мунтян занимаются налаживанием политических связей партии с Россией. У ПКРМ уже давно сложились союзнические отношения с Коммунистической партией Российской Федерации – второй по численности и влиянию политической партии в России. Однако в последнее время всё более укрепляются связи ПКРМ с партией «Единая Россия», основанием чему является визит в Кишинёв группы российских парламентариев во главе с Сергеем Марковым и участие в общем круглом столе, организованном порталом AVA.MD. На этом мероприятии с программной речью выступил лидер ПКРМ Владимир Воронин.

Социал-демократическая партия Молдавии

Эта партия, в которой после прихода в неё нового лидера – успешного бизнесмена Виктора Шелина – происходит процесс коренной модернизации, а также пересмотра её программы. 

 В настоящее время СДП выступает как открытый сторонник  развития всесторонних – политических и экономических - связей Молдовы с Россией, переориентации её с бесплодного пока курса «европейской интеграции»  на вступление в Таможенный союз, интеграцию в единое экономическое пространство СНГ.

Несколько слов в заключение:

Выкажу осторожный оптимизм, предположив, что после досрочных парламентских выборов, назначенных на 28 ноября 2010 года, отношения между Молдовой и Россией не только существенно улучшаться, но и вообще выйдут на новый, более высокий, уровень своего развития.

Следует ожидать и определенного прогресса в решение проблемы Приднестровья. Возможно, при активном участии России, между Кишиневом и Тирасполем будет подписано что-то вроде своего рода «Дорожной карты»,  в которой будут обозначены основные этапы пути, которые следует пройти, чтобы добиться реинтеграции страны.

Думаю, что позитивные процессы пойдут и в области торгово-экономических связей Молдавии с Россией. Будет окончательно закрыта «винная проблема», удастся  достичь договоренности в области реализации крупных инвестиционных проектов.

По такому пути сегодня уже развиваются отношения России с Украиной.  Возможно, Россия вспомнит о своих обещаниях и о кредите в 500 млн. долларов, который будет направлен на развитие реального сектора экономики Молдавии, в транспортную инфраструктуру. Следует ожидать позитивных перемен в области гуманитарного сотрудничества. Это могут быть совместные проекты по созданию новых учебников по истории, развитию русского языка в Молдове, облегчению жизни молдавских гастарбайтеров в России. А в перспективе, конечно,  нельзя исключать открытия в Молдавии совместного университета,  аналитических центров, общих проектов в области СМИ.
 
Так что, будем ждать 28 ноября и надеяться на лучшее.