Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Страны БРИК: худшие партнеры

Что скрывается за красивыми цифрами БРИК

БРИК
БРИК
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Четыре страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай - постепенно занимают доминирующее положение в мировой экономике. Но по большому счету все эти государства объединяют только две вещи. Первая - они все являются развивающимися экономиками. Вторая - все они страдают от повальной коррупции.

Как следует из последних данных, китайский промышленный сектор по-прежнему летит вперед на всех парах. Но хотя страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и являются основной движущей силой восстановления мировой экономики, они также сталкиваются с проблемами, которые в перспективе могут стать угрозой для их развития.

На первый взгляд цифры просто поразительные: четыре страны БРИК постепенно занимают доминирующее положение в мировой экономике.

Впервые выражение БРИК появилось в 2001 году. Это было изобретение нью-йоркской компании Goldman Sachs, которая хотела привлечь внимание к четырем развивающимся и многообещающим по ее мнению экономикам. Очень скоро новый термин прочно вошел в словарь финансовых и деловых кругов.

В 2001 году в Goldman Sachs ожидали, что Китай станет крупнейшей экономикой мира и обойдет США к 2041 году. Несколько лет спустя стало ясно, что оценка была ощутимо заниженной. Сегодня некоторые аналитики полагают, что Китай сможет обойти США еще до 2025 года, в период между 2015 и 2020 годом.
 
Дело в том, что экономический рост стран БРИК, особенно за последние годы, граничит с чудом. За четыре года объединенный ВВП этих государств увеличился с 5,6 до 8,6 триллиона долларов, или на 53%. Рост ВВП США за тот же период составил всего 10%.

В то же время БРИК нельзя назвать неукротимой силой, которая способна поставить с ног на голову всю экономику мира. И этому есть целый ряд веских причин.

Для начала, будем честны, БРИК - это прежде всего Китай. Вес его экономики больше, чем у трех остальных стран вместе взятых. То же самое касается и объемов экспорта. Другими словами, без Китая БРИ был бы лишь трио развивающихся стран, конечно, далеко не самых маленьких, но с ощутимо меньшим влиянием.

Кроме того, БРИК все еще остается чем-то расплывчатым и туманным. Его (по крайней мере пока) нельзя назвать структурированной международной организацией. Сейчас это в лучшем случае некая ассоциация. Лишь в прошлом году политическое руководство стран БРИК договорилось провести свой первый саммит.

Вообще, худших партнеров себе трудно представить. В культурном, политическом, экономическом и социальном плане. В этих странах можно встретить буквально все: в Индии и Бразилии проводятся свободные выборы, Китай и Россию не слишком заботят права человека; экономика России и Бразилии во многом зависит от экспорта сырья, Индия и Китай делают ставку на экспорт готовой продукции.

В итоге получается, что эти страны объединяют только две вещи. Первая - все они развивающиеся экономики. Вторая - все они страдают от повальной коррупции. По данным последнего рейтинга Transparency International, Бразилия не смогла подняться выше 69 места (из 178 стран). И это еще лучший результат в рамках БРИК. Китай расположился на 78 месте, Индия на 87, тогда как Россия оказалась одним из худших рассадников коррупции на всей планете со 154 местом. И значит, все это не самые благоприятные для ведения бизнеса государства.

В то же время быстрый экономический рост не отменяет социального неравенства, что особенно заметно в Китае, где прибрежные провинции продолжают богатеть, тогда как центральные регионы прозябают в нищете. Даже если Китай и станет к 2020 году первой экономикой мира, его ВВП на одного жителя останется вчетверо ниже, чем в США.

Наконец, ускоренный рост экономик стран БРИК и, в первую очередь, Китая привел к значительному увеличению выбросов парниковых газов. Число автомобилей в Китае и Индии растет как на дрожжах, причем процесс еще очень далек от завершения: сейчас в Индии насчитывается 15 машин на 1000 жителей, в Китае - 27, в Бразилии - 200... против 800 в США. Потенциал здесь, как вы видите, просто огромен, тем более что индийская компания Tata предлагает автомобили по сенсационно низким ценам.

Все это выльется в беспрецедентное увеличение спроса на нефть. И не только на нее: промышленности развивающихся стран также будет требоваться все больше угля, природного газа и урана. Но ресурсы Земли, увы, не безграничны, и возможно, что нехватка сырья сведет на нет все самые просчитанные прогнозы еще задолго до 2025 года.