С виду все похоже на любезное приглашение. В действительности же это настоящий приказ. После вчерашней встречи с премьер-министром России Владимиром Путиным глава франко-японского автомобильного альянса Renault-Nissan Карлос Гон (Carlos Ghosn) иносказательно передал главную мысль Кремля: «Премьер-министр сказал, что он не против, а наоборот, согласен на то, чтобы доля Renault-Nissan в «АвтоВАЗе» была увеличена вплоть до 50%». В реальности же все было несколько по-иному. Во время визита в Париж на прошлой неделе Путин предложил французской автокомпании прийти на помощь своему российскому партнеру, 25% капитала которого и так уже являются ее собственностью. В противном случае Renault грозило размытие его доли в «АвтоВАЗе», за которую он в феврале 2008 года выложил колоссальную сумму в миллиард долларов в надежде завоевать считавшийся в то время многообещающим российский рынок.
Кризис поставил крест на всех амбициозных планах. Резкое падение продаж автомобилей в России окончательно дестабилизировало «АвтоВАЗ» с его устаревшими заводами и огромным долгом (1,2 миллиарда евро). Беспокоясь о судьбе компании и в то же время не желая злить иностранных инвесторов, российское правительство поначалу решило само оказать поддержку тольяттинскому предприятию и выделило ему в марте заем в 25 миллиардов долларов при условии технологической помощи со стороны французов. Увидев, что на автомобильном рынке наметилось улучшение, Кремль сразу же поменял тактику. По мнению правительства, жесткая реструктуризация «АвтоВАЗа» (предполагается, что его штат сократится на четверть) должна сопровождаться перераспределением капитала, которым в настоящий момент владеют Renault (25%), «Ростехнологии» (25,1%) и инвестиционный банк «Тройка диалог» (25%).
«Разумеется, мы положительно отреагируем на эту просьбу», - заверил всех вчера Карлос Гон после нескольких месяцев упорного сопротивления давлению со стороны Кремля. В настоящее время он ведет переговоры по покупке концерном Nissan 25-процентной доли «АвтоВАЗа», которая принадлежат «Тройке диалог». Франко-японский автомобильный альянс соглашается, таким образом, взять контроль над российской компанией. Рискуя при этом потерпеть немалые убытки.