МОСКВА. Россия не торопится добывать нефть в Арктике. На газ из месторождений на Северном полюсе она будет рассчитывать не раньше 2030 года. По крайней мере, так утверждает Валерий Язев, президент Российского газового общества и вице-спикер Госдумы.
По его словам, добыча в районе Северного Ледовитого океана сталкивается с несколькими принципиальными трудностями, в первую очередь юридического и технологического характера.
«Не решен вопрос определения границ секторов Арктики. Сразу несколько стран, таких как Россия, Канада и ряд других государств, предъявляют претензии на свою часть. Голос подают и страны, не имеющие непосредственных границ с Арктикой, но считающие эту территорию собственностью своего народа», - сказал Язев.
Проблема собственно заключается в экстремальных климатических условиях, в которых предстоит добывать полезные ископаемые. Для этого необходимы самые современные технологии, которых, как признается вице-спикер российской Госдумы, у России нет.
«Для освоения Арктики необходимо иметь специальные ледокольные платформы, танкеры ледокольного класса, которые оттуда будут возить сжиженный газ в Европу или Америку. У России нет необходимых технологий, их надо разработать или купить за границей. И этого факта не надо стыдиться», - говорит Язев.
С добычей в Арктике, по его мнению, связаны и большие расходы. Валерий Язев считает, что стоимость только самой добычи газа составит как минимум 120 долларов за тысячу кубических метров, это примерно вдвое больше сегодняшних затрат.
Однако сам президент Российского газового общества не уверен в том, что под Северным Ледовитым океаном находится сокровищница полезных ископаемых.
«У меня нет подтверждения того, что там находятся колоссальные запасы энергетического сырья, сравнимые, например, с Саудовской Аравией или с нашей Западной Сибирью», - Язев спорит с недавними сообщениями в СМИ о богатых месторождениях газа и нефти, которые скрывает Арктика.
Россия, по его словам, не должна спешить с освоением арктических недр. На ближайшие 20 лет ей хватит месторождений, которые гораздо доступнее, чем залежи в области Северного полюса.
«Пока я не вижу, что Арктику до 2030 года стоит включать в энергетический баланс. В этом нет необходимости. У нас еще есть большое количество своих шельфов и месторождений – Восточная Сибирь, Дальний Восток, сахалинские проекты. В общем, у нас есть, где брать газ, кроме Арктики», - добавляет эксперт.
Область вокруг Северного полюса, которая должна скрывать около 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% газа, стала яблоком раздора для России, Канады, Соединенных Штатов, Норвегии и Дании. Все эти страны предъявляют требования на часть недр Арктики.
Этот спор, не прекращающийся уже несколько лет, начался в августе 2007 года, когда на дно Северного Ледовитого океана прямо под Северным полюсом опустились российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2», они установили там российский флаг и взяли геологические образцы дна.
На основании этих образцов Москва хочет доказать, что хребет Ломоносова, протянувшийся под полюсом, - это естественное продолжение Сибири, а значит, он принадлежит России.
В середине сентября Россия и Норвегия подписали договор о границах территориальных вод, который положил конец 40-летнему спору и который позволит обеим странам начать добычу на спорных территориях в Баренцевом море.