Визит российского премьера Владимира Путина на Украину прошел на удивление без сенсаций, хотя многие ожидали очередной сдачи национальных интересов со стороны Киева в обмен на скидки на газ. Было подписано несколько давно ожидаемых соглашений и меморандумов, в частности в областях авиа- и судостроения, а также в атомной энергетике. При этом может сложиться впечатление, по крайней мере, на первый взгляд, что эти документы удобны не только России, а и Украине. Вместе с тем вполне вероятно, все это не более чем PR-ход северного соседа. Ведь не следует забывать, что сейчас цель России - получить полный контроль над украинской газотранспортной системой (ГТС). Ведь почти сразу после президентских выборов Владимир Путин потребовал полного объединения «Газпрома» с украинским «Нафтогазом». Вместе с тем Николай Азаров постоянно отрицал возможность существования такого СП, тем не менее за два дня до приезда своего российского коллеги сделал сенсационное заявление: объединение таки возможно. "Главное, чтобы создание совмесного предприятия было взаимовыгодным, а участие в нем сторон - равноправным", - оправдывался премьер.
Общественность стараются убедить, что для Украины в этом СП есть немало выгод. Российская сторона готова предложить украинцам доступ к Астраханскому и Ямальському газовым месторождениям, перспективным для добычи газа. Астраханское месторождение считают крупнейшим в Европе, его запасы россияне оценивают в 2,5 трлн м3 газа. Теоретически это может удешевить газ для отечественной промышленности. Тем не менее, на самом деле все обещания северного соседа - лишь планы и проекты, тогда как украинскую ГТС они стараются получить уже сейчас. Практически все подписанные во время визита Владимира Путина соглашения являются лишь меморандумами о намерениях. Фактически они почти ни к чему не обязывают Российскую Федерацию. Каковы реальные запасы Астраханского и Ямальського месторождений, которые предлагают взамен ГТС, также никто не знает, ведь ныне украинские специалисты не имеют доступа к этим объектам. Поэтому никто не может определить, сколько (в случае слияния «Нафтогаза» и «Газпрома») придется инвестировать в их дополнительную разработку и инфраструктуру. При этом даже отказываться от этих меморандумов России не нужно, можно просто до бесконечности затягивать их реализацию.
Задекларированные Россией и Украиной общие проекты могут стать, так сказать, долгостроями, которые Москва не будет спешить реализовывать. Вместе с тем, похоже, все идет к тому, что Россия получит то, чего очень хочет от Украины, - газотранспортную систему.
Перевод: Антон Ефремов